Эльдар создавал школу английского языка для детей Lingvaed на основе…
Языковой барьер у студентов: как репетитору помочь его разрушить + 20 активностей на говорение
Если вы хоть раз оказывались среди иностранцев, чьего языка не знаете, то вы точно испытали на себе языковой барьер. Иногда такое случается и с людьми, которые знают иностранный язык на определенном уровне. Когда к вам приходит ученик и говорит, что понимает тексты и аудио, но испытывает сложности с говорением, это тоже разновидность языкового барьера. Задача учителя – помочь ему разрушить эту преграду.
Сделать это можно, выявив причины языкового стопора ученика. Самая очевидная – недостаточные знания. Также в числе причин – страх совершить ошибку, стеснение из-за акцента и/или произношения, неуверенность в себе и отсутствие регулярной разговорной практики. Все эти «симптомы» лечатся изучением соответствующей лексики и грамматики, классной и внеклассной разговорной практикой. Со знаниями и практикой приходит уверенность, и студенты перестают бояться говорить.
Поэтому первым делом выявляем причину языкового барьера наших учеников. Делаем это с помощью вопросов – пусть они сами расскажут, что, по их мнению, мешает им заговорить, а также слушаем и выявляем ошибки и паттерны в грамматике, лексике ипроизношении. Подробнее о том, как определить проблемы учеников на пробном уроке, мы писали в этой статье.
В зависимости от выявленных причин языкового барьера проводим «лечение» – устраняем ошибки и даем много практики в виде активностей и игр. Отслеживаем прогресс, смотрим, что работает, а что нет, и корректируем программу, доводя обучение до нужного результата.
Как отслеживать прогресс учеников. Читать статью
9 приемов, которые помогут разговорить студентов
При работе над устным языком учеников важно меньше говорить самим и всячески увеличивать время их разговорной практики. Есть несколько базовых приемов, которые значительно сокращают Teacher Talking Time (TTT) и увеличивают Student Talking Time (STT). Вот они:
1. Заранее готовьте четкие и короткие инструкции для заданий.
Преподаватель и тичер-тренер Мария Васильева в начале работы со студентами любого уровня дает им список функциональных фраз для общения в классе (classroom language). Помимо структуры и простоты это значительно сокращает время объяснений.
2. Задавайте открытые вопросы.
Например, вместо «Did you like the story?» спросите «What do you think about the story?».
3. Используйте наводящие вопросы вместо готовых объяснений.
Не торопите студентов и не отвечайте за них – дайте им время обдумать ответ.
4. Объединяйте учеников в пары и небольшие группы.
Тогда каждый будет вовлечен в разговор, и время говорения существенно возрастет.
5. Вовлекайте сильных учеников в объяснение материала.
6. Старайтесь давать обратную связь невербальными способами.
Это может быть простой жест «палец вверх», указание на предмет или подражание действию. Подробнее о том, какие жесты использовать на уроках иностранного языка, мы писали в этой статье.
7. Просите учеников пересказать то, что они прочитали или посмотрели на уроке.
Подготовьте набор слов или шаблоны для студентов с низким уровнем.
8. Включайте в уроки динамичные активности, такие как дебаты, ролевые игры и диалоги.
9. Создавайте задания на разговорную практику по темам, которые действительно интересны вашим студентам.
Персонализируйте, используя ИИ-инструменты. Кстати, на ProgressMe есть несколько встроенных ИИ-ассистентов, с помощью которых учителя создают задания, не покидая платформы.
Как использовать ИИ в обучении языкам. Читать статью
19 активностей и игр на развитие говорения
1. Дебаты
Подготовьте два набора карточек с противоположными мнениями по заданной теме. Например, «деньги делают людей счастливыми» или «не в деньгах счастье». Разбейте учеников на пары (или группы) и дайте каждой (каждой) карточки с заданием. Одна сторона приводит аргументы «за», другая – «против». При этом они должны привести примеры и использовать связующие слова.
2. Пересказ видео
Подберите видео для урока и создайте его краткий пересказ с пропусками: можно оставить только начала предложений или убрать ключевые слова и выражения из текста. Попросите студентов пересказать содержание, используя созданный вами шаблон.
3. Факты
Дайте список фактов, относящихся к основной теме урока. Дополнительно подготовьте еще один список по тесно связанной теме. Например, технологии и искусственный интеллект, веганство и вегетарианство, деловой этикет и стереотипы. Попросите учеников назвать факты, которые соответствуют основной теме урока, и объяснить свой выбор.
4. Плюсы и минусы
Создайте список преимуществ и недостатков чего-либо. Например, удаленная работа, онлайн-обучение или большая семья. Оставьте только первую часть каждого пункта в списке, чтобы студенты могли завершить их своими догадками и идеями. Вот как этот формат реализован в одном из готовых уроков сборника English Vibe (уровень В2) на ProgressMe.
Для того, чтобы сохранить урок, необходимо войти в аккаунт на ProgressMe, а затем перейти по ссылке.
5. Расскажи историю по картинкам
Создайте историю с помощью изображений или эмодзи и попросите студентов поделиться своими интерпретациями. Еще один вариант, когда дается фраза или слово для начала истории, и ученики должны ее продолжить.
6. Угадай эмоцию
Найдите фотографии людей, выражающих разные эмоции. Можно использовать фото американских актеров в образе из книги фотографа Говарда Шатца. Если знаете любимых актеров/героев ваших учеников, возьмите их фото. Попросите учеников описать эмоции и что их вызывало. Обеспечьте лексику и шаблоны в качестве опоры. В конце покажите «правильный ответ» – какие эмоции выражали люди на фото.
7. Угадай слово
Студенты загадывают слово и должны описать его, не используя однокоренных слова, так, чтобы одногруппники угадали. Отлично подходит для закрепления лексики урока и повторения. Еще одна разновидность этой игры – угадать слово, задавая закрытые вопросы. Например, Is it a type of food? Is it sweet?
8. Категория
Дайте ученику слово, например, «завтрак» и 5 секунд на то, чтобы назвать 3 слова или выражения из этой же категории – cereal, coffee и toast.
9. Замена
Один из студентов получает глагол, который остальные должны угадать, задавая вопросы и используя слово «кофейник» вместо загаданного слова. Например, они могут спросить: «Люди кофейничают каждый день?», «Мы уже кофейничали на этом уроке?», «Ты кофейничаешь сейчас?», «Кофейничание – это то, что делают специально?» или «Кофейничание опасно?».
Ответы не обязательно должны быть только «да» или «нет», отвечающий студент может объяснить, что это может быть опасно, но люди делают это регулярно, и никто не пострадает. Студенты также могут задавать открытые вопросы, например: «В каких ситуациях люди кофейничают?»
10. Сравни картинки
Дайте ученикам идентичные изображения с отсутствующими элементами. Расспрашивая друг друга, они должны дополнить свои версии картинки. Активность можно варьировать, используя идентичные изображения, которые отличаются. В ходе общения студенты должны найти отличия.
11. Реши проблему
Ученикам дается проблема. Например, Мэри готовится к Рождеству, но у нее только 500 долларов. Далее дается изображение с магазином и товарами с ценниками. Разделите учеников на две группы и дайте им задание выбрать, что, по их мнению, важнее купить. В конце каждая группа должна представить свое решение проблемы.
Вот как этот формат выглядит в одном из готовых уроков сборника English Vibe (уровень В2) на ProgressMe.
Для того, чтобы сохранить урок, необходимо войти в аккаунт на ProgressMe, а затем перейти по ссылке.
12. Упражнения в формате CAE
Ученики должны описать ситуацию на фото. Причем фокус не на описании, а именно на ситуации: что случилось, как чувствуют себя участники события. Подойдет для уровней начиная с В1+.
13. Ролевые игры
Ученикам дается ситуация с вводными, и они должны ее обыграть, используя соответствующую грамматику и лексику. Самые частые локации – ресторан, отель, собеседование, интервью со знаменитостью.
Ситуация должна быть конфликтной, а еще лучше смешной. Например, плохой отпуск, грязный номер в отеле, неудачная стрижка. Это повысит вовлечение и сделает практику запоминающейся. С помощью ИИ-инструментов на ProgressMe вы можете создавать ситуации с нужной вам лексикой, уровнем и грамматическими конструкциями. Примеры найдете в этой статье.
Вот как реализован этот формат одном из готовых уроков учебника New English Vibe на ProgressMe, уровень А2.
14. Угадай, кто я
Ученики выбирают знаменитость или персонажа, а остальные задают вопросы, чтобы угадать, кто это. Вопросы могут быть разные, с ответом «да» или «нет», в зависимости от того, сколько грамматических структур они знают. Побеждает тот, кто угадал задуманную личность за наименьшее количество вопросов.
15. Would you rather
Активность на практику второго условного наклонения. Предложите ученикам ситуации и варианты в зависимости от их уровня или словарного запаса. Например: «Вы бы предпочли быть счастливым бездомным или несчастным миллионером? Почему?» или «Вы бы завели крокодила или кенгуру? Почему?».
16. Box of lies
Активность на проверку способности говорить без подготовки. Покажите ученикам изображение или фото и через минуту попросите описать. При этом у них есть выбор: точно описать изображение или приврать. Остальные ученики слушают и потом решают, что из того, что он сказал, правда, а что выдумка.
17. Игра в кости
Ученикам дается карта с цифрами, у каждой из которой стоит слово или выражение. Участники бросают кости (для онлайн-уроков поищите virtual или online dice roller) и должны придумать фразу с выпавшим им словом.
18. Найди ошибку
Студентам дается список предложений с ошибками и без. Поделите их на команды, каждая из которых должна найти ошибки и обосновать свой выбор. За каждый верный вариант команда получает 10 долларов/очков, за неверный теряет 10. Побеждает команда, набравшая больше денег или очков.
19. «Исчезающие» слова
Активность, которой поделилась на одном из своих вебинаров тичер-тренер ВКС-ih Ольга Фомина, незаменима для работы с учениками низких уровней.
Предложите ученикам обсудить какой-то объект, например, подарки другу. Подберите изображения необычных подарков, например, с AliExpress. Напишите к ним вопросы и задайте их ученикам. Например: Is it expensive? Is it big? How does it work? Do we need to clean? Do you like it?
Затем смените изображение на другой подарок и скройте последние слова вопросов. Попросите учеников вспомнить вопросы. Далее следующий подарок и еще больше «исчезнувших» букв. И так пока на слайде не останутся лишь первые слова вопросов.
20. Сценарии
Для закрепления лексических и грамматических структур, изученных на уроке, используйте формат сценариев – когда ученики должны описать, чтобы они сделали в той или иной ситуации, используя лексику урока. Например, в готовом уроке о релокации учебника English Vibe на ProgressMe студентам уровня В1 предлагают среагировать на гипотетические реальные ситуации.
Для того, чтобы сохранить урок, необходимо войти в аккаунт на ProgressMe, а затем перейти по ссылке.
Также активностей на развитие говорения много в учебниках английского SpeakOut, Outcome и вот в этих сериях.
Обзор лучших учебников английского для взрослых. Читать статью
Надеемся, перечисленные советы и активности помогут разрушить языковой барьер ваших учеников. Используйте для этого готовые уроки и активности нашей платформы ProgressMe, комбинируйте и создавайте свои с помощью конструктора.
Если вы еще не используете ProgressMe, протестируйте ее бесплатно.
Попробовать ProgressMe.
Судя по сайту ФИПИ, изменения в ЕГЭ по английскому языку…
Часть 1: Какие ошибки чаще всего совершают преподаватели, как найти…