мальчик сидит за столом

Интервальное повторение английских слов: как помочь студентам вспомнить все?

Время чтения
5 мин.
Автор
Вика Шумакова
Опубликовано
31 мая 2023

Интервальное повторение – один из самых эффективных способов запоминания. Говорим о том, как он работает и как его применять в обучении.

Если студенты не запоминают слова или жалуются на “плохую память”, интервальное повторение может помочь. Эта техника запоминания слов в  определенные промежутки времени основана на особенностях работы памяти. Ее суть в том, чтобы повторять материал в тот момент, когда ученик начинает его забывать.

Повторение – мать учения  или кривая забывания

Долго ждать не придется. Уже через час после знакомства с материалом, человек забывает 60% полученной  информации. Через 10 часов в голове остается лишь 35% информации, а через шесть дней – 20%. 

“Забытая” информация оседает в подсознании. Чтобы она перешла в активные знания, ее “активируют” – повторяют.  Если этого не происходит, она так и остается в пассиве.

Потому на уроках мы возвращаемся к пройденному материалу, активизируем его и переводим в длительную память. 

Впервые эти принципы работы памяти выявил немецкий психолог Герман Эббингауз. Для этого он на протяжении пяти лет заучивал бессмысленные слоги, не вызывающие никаких ассоциаций. Например, такие как воб, рен, тум, а затем тестировал и записывал свои наблюдения. 

В частности, созданная им Кривая забывания, показывает, как быстро мы забываем информацию, если не повторяем.

Эббингауз также выявил, что если повторять изученный материал через промежутки времени, то он запоминается лучше и быстрее. При этом он считал, что качество повторений и вовлеченность обучаемого важнее частоты повторений.

Интервальное повторение: методы

Открытия Эббингауза подстегнули новую волну исследований о работе памяти, которые в итоге привели к появлению методов интервального повторения. На практике их начали применять лишь к концу 60-х годов прошлого века. Первопроходцем считается американский лингвист Пол Пимслер.

Как учиться по методу Пимслера

Пимслер исследовал процесс изучения языков в детских, взрослых группах и группах взрослых студентов из разных стран. Результаты исследований вошли в основу его программы, ключевым компонентом которой было интервальное изучение слов.

Программа Пимслера представляла собой 30-минутные ежедневные уроки на CD-дисках. При этом, студент изучал наиболее частотные слова, и они повторялись в материалах курса с определенными интервалами. В 1967 году интервалы были следующие:  5 секунд – 25 секунд – 2 минуты – 10 минут – 1 час – 5 часов – 1 день – 5 дней –  25 дней – 4 месяца  – 2 года.

Как работает метод Лейтнера

В 70-х годах вышла книга австрийского журналиста и популяризатора науки Себастьяна Лейтнера “Как научиться учиться”.  В ней он описал разработанную им систему обучения с помощью карточек, основанную на интервальном повторении. 

Методика запоминания слов по Лейтнеру заключается в их сортировке (по нескольким коробкам, колонкам, стопкам) и повторении через определенные промежутки времени.

Например, формируют 3 коробки. В первую кладут карточки с новыми словами и повторяют их каждый день до запоминания, во вторую – слова, которые повторяют каждые три дня, в третью – слова, которые повторяют каждые пять дней. Выучив слова из первой коробки, их перекладывают во вторую и потом в третью. 

Если слова из второй или третьей коробки забываются, их перекладывают в первую коробку и учат до полного запоминания. Таким образом, человек повторяет не все слова, а лишь те, что забывает. 

Система заметно сократила время на изучение слов и стала эффективным средством обучения. Впоследствии она вошла в основу алгоритмов всевозможных приложений для изучения языков.

Флэш-карты и приложения для изучения слов

Одним из первых электронных приложений, построенных на принципе интервального повторения, стала система SuperMemo. Ее в 80-е годы разработал польский ученый Петр Возняк.

Согласно его тестам, разработанная им схема позволяет удерживать 92% информации. Упрощенно версия интервалов повторения информации по Возняку выглядит так: 24 часа – 7 дней – 16 дней – 35 дней. 

Приложения для изучения слов облегчили жизнь и студентам, и преподавателям. В числе популярных – Anki, Mnemosyne, Tinycards, LinguaLeo, Flashcards+ и Quizlet.

С их помощью преподаватели создают коллекции частотных слов для учеников по уровням, тематикам и  увлечениям. Опция загрузки слов из документов и Excel таблиц, ускоряет процесс подготовки и экономит время преподавателя.

Однако любой преподаватель знает, что заучивание слов без контекста не введет их в речь. Гораздо эффективнее составлять списки слов, которые ученик увидел и услышал в контексте. Например, во время занятия или выполнения домашней работы.

Встроенный словарь на платформе ProgressMe отлично справляется с этой задачей. И ученик, и преподаватель могут сохранять в него слова, обсуждаемые на уроке, с помощью пары кликов мышки.

Добавить можно как слова из материалов на платформе, так и те, что которые обсуждались дополнительно.

Ученик изучает слова в четырех режимах: “флеш-карточки”, “верно-неверно”, “сопоставление с определением” и “написание по буквам”.

Однако в отличие от приложений преподавателю не нужно готовить списки слов заранее, а студент учит не случайные слова.

Как часто повторять слова, чтобы их запомнить

По методу Писмслера, нужно повторить слово 11 раз в разработанные им промежутки. Также встречается цифра – 15.

По оценкам экспертов департамента образования США, необходимо 17 повторений. При этом они должны быть не механическими, а в виде разнообразных активностей с использованием аудио- и визуальных материалов. Исследователь Роберт Марзано разработал 17 типов активностей, которые преподаватели могут использовать для эффективного повторения слов.

поделиться статьей
Читайте ещё

Преподаватель немецкого из Санкт-Петербурга Екатерина Елфимова вместе с мужем открыла…

Основательнице университета EngFord Алисе Храмченковой всего 23. Но у нее…

Если вы никогда не учили английский или «немножко в школе»…

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.