Отношения с учеником — фактор, который остается неизменным, как бы…
Что такое микрообучение, и как его внедрять преподавателям языков
Что такое микрообучение и чем оно полезно
Микрообучение – это формат, во время которого ученики получают информацию мелкими порциями и регулярно ее повторяют.
Яркий пример – приложения для изучения языков, которые используют короткие ролики, игры и тесты в сочетании с интервальным методом повторений.
Популярности микроформатов способствовал рост технологий и объема получаемой нами информации. Одно из последствий – появление клипового мышления, при котором человек воспринимает материал в виде фрагментов и ярких образов и зачастую не способен на более длительную и глубокую концентрацию на материале. Отсюда популярность тик-токов и приложений.
Однако об эффективности коротких форматов было известно задолго до появления соцсетей. В 60-х годах прошлого века американский психолог Джордж Миллер провел исследования в компании Bell Laboratories, в ходе которых изучал работу операторов. Он выявил закономерность, согласно которой человек способен удерживать в кратковременной памяти от 7 до 9 элементов. То есть нет смысла давать больше информации за один раз, а для перевода из кратковременной в долговременную память использовать метод интервальных повторений.
Читайте нашу подробную статью об этом способе запоминания информации:
Интервальное повторение в изучении языков: кривая забывания
Эффективность микрообучения подтверждают современные исследования. Так, ученые из Дрезденского технического университета изучили закрепляющие вопросы во время онлайн-обучения. Участники эксперимента работали с 16 вопросами, но задавали их в разной последовательности: 1 вопрос после каждой из 16 глав, 4 вопроса после каждых 4 глав или 8 вопросов после каждых 8 глав. Первые два формата показали более высокие результаты усвоения материала. По данным ATR Research, 53% миллениалов предпочитают обучение без отрыва от работы традиционным методам, а 94% специалистов в области обучения и развития выбирают микрообучение.
Однако при всех преимуществах короткие форматы не лишены недостатков и неспособны заменить полноценное обучение. По словам специалистов, этот формат не подходит для объяснения сложных концепций и не способствует глубокому погружению в тему.
В языках есть непростые темы, которые не объяснишь в коротком формате. Но даже это не главное. Ведь помимо знаний критически важна практика, в том числе разговорная. Никакие видео и квизы не помогут студенту заговорить на языке. Поэтому микроформаты не очень подходят в качестве основного обучающего материала. Преподаватели и школы могут создавать микроконтент и курсы для привлечения потенциальных учеников и вовлечения имеющихся. Чем больше студенты усвоят самостоятельно, тем больше времени останется на столь необходимую разговорную практику на занятиях.
Принципы создания микроконтента
Единица микроконтента обычно короткая (2-7 минут), конкретная и ведет к определенной цели. Например, после просмотра ролика ученик поймет значение идиомы to take a rain check или усвоит разницу между артиклями a и an.
Если это мини-курс, то каждое видео – самодостаточное, а вместе они составляют единое целое. Например, тема – артикли, и в каждом ролике вы объясняете случаи использования a, the и zero article. В конце курса у студентов складывается понимание использования артиклей.
Еще одна неотъемлемая составляющая микроформата – повторение. Можно встроить тесты на проверку знаний после просмотра 2-3 роликов.
Кроме того, микроматериалы должны быть максимально доступны и просты в изучении в прямом и переносном смыслах. Они подаются понятным языком, с применением ярких образов, примеров, визуальных элементов, а “упаковка” такая, что ученики могут открыть и учиться в любую появившуюся у них свободную минутку с компьютера, телефона или планшета. Например, на нашей платформе материалы доступны на всех устройствах.
Выходите на новый уровень онлайн-преподавания: Тренды языкового онлайн-обучения
Популярные форматы микрообучения
Есть несколько эффективных форматов микрообучения, которые применяются во всем мире. Большинство из них адаптируемые к изучению языков.
1. Видео
Представляют собой короткие ролики с максимально доступной подачей информации. Примеры легко найти в соцсетях преподавателей или школ – спикер в течение 1 минуты объясняет значение слова или выражения, произношение звука или несложное правило.
2. Приложения
Предложите студентам использовать различные приложения для самостоятельного изучения слов, тренировки произношения или записи аудиосообщений. Преподаватели языков используют флэш-карточки Quizlet или Anki, многие создают для своих учеников готовые сеты лексики. Коллеги, работающие на ProgressMe, используют для этой цели встроенный словарь и тренажер. Причем им не нужно создавать и заливать списки, достаточно добавить нужную лексику из материалов урока.
3. Игры
Игры – признанное средство закрепления и повторения материалов, которые любят и дети, и взрослые. Можно создать целый урок-квест или ввести игру в конце темы/юнита в качестве повторения материала.
Читайте еще больше советов по повторению от опытного преподавателя:
Как правильно повторять изученный материал
4. Инфографика
Идеально подходит для объяснения грамматики и правил. Схемы, иллюстрации и таблицы делают материалы наглядными и запоминающимся.
5. Курсы-рассылки
Выберите самые сложные темы для учеников, например, в английском это времена, предлоги, артикли, модальные глаголы, и создайте курс в виде мини-уроков: текстовых, видео, инфографик.
6. Квизы
Еще одна разновидность микроформата. С нынешним разнообразием онлайн-инструментов и AI-помощников, создание персонализированных квизов стало быстрым и увлекательным занятием.
Пример квиза из бесплатного урока — Christmas and all that Jazz на платформе ProgressMe.
Сохранить урок
Частые ошибки при создании микроконтента
На первый взгляд кажется, что делать микроконтент легко – достаточно снять короткий ролик или нарезать длинное видео на несколько небольших. Но на деле, есть свои нюансы. Если их не учитывать, то не получится добиться результатов. Чтобы этого не произошло, придерживайтесь принципов создания микроконтента и избегайте распространенных ошибок.
1. Разбивать длинный материал без переработки
Если у вас есть видео или лекции, то недостаточно просто разделить их на маленькие и выложить. Пересмотрите видео или перечитайте материал. Оцените, можно ли из него сделать несколько мини-материалов, выберите нужные фрагменты. Важно, чтобы у каждого была цель, которая достигается в конце. Если текст всегда можно переписать, то не все видео получится перевести в микроформат.
2. Зацикливаться на одном формате микрообучения
Используйте все разнообразие микроформатов. Это подстегнет интерес и увеличит вовлечение учеников.
3. Использовать только микрообучение
В изучении языков микрообучение – лишь вспомогательный инструмент, который усиливает действие основных.
4. Не измерять эффективность микрообучения
Каким бы ни был формат, оценка эффективности позволит понять, стоит ли его применять в дальнейшем. Если ученики вдруг стали делать домашнее задание благодаря мини-урокам с квизами или учить слова с помощью приложений, значит, метод работает. Нужно думать, что поменять.
Надеемся, что наш материал о микроформатах был полезным, и вы возьмете какие-то из них себе на вооружение. Платформа ProgressMe поможет сделать ваши микроматериалы и курсы интерактивными, эффективными и удобными для обучения. Если вы еще не работаете на ProgressMe, присоединяйтесь!
Протестировать платформу — первая неделя бесплатно. А дальше от 380 рублей в месяц в зависимости от количества учеников.
Рассказываем, как составлять договор с учениками и даем готовый шаблон….
Делимся подборкой бесплатных готовых уроков к 8 марта, которые вы…