Строим онлайн-урок логично и интересно: советы методиста ProgressMe

Время чтения
6 мин.
Автор
Ксения Дудкина
Опубликовано
17 ноября 2022

Часть 1: Какие ошибки чаще всего совершают преподаватели, как найти цель и тему по системе SMART и из чего состоит скелет качественного урока.

Наш методист Олеся Теплинская рассказывает о том, как выстроить онлайн-урок английского языка. В ProgressMe она не только работает над созданием новых материалов, но и проверяет готовые уроки, которые присылают учителя. Поэтому как никто другой знает, какие ошибки они совершают. Вместе с Олесей разбираем их и рассказываем, какие правила учителю нужно держать в голове при создании своего урока. 

Выводим цель урока по системе SMART

Если говорить о том, как выстроить онлайн-урок английского, то самая большая проблема преподавателей в том, что они сначала его пишут, а потом подбирают под него цель. Их любимое — присылать уроки по фильмам и сериалам, где нужно посмотреть фрагменты, послушать аудио, посмотреть на картинки и сделать пару заданий. То есть это лишено какой-то общей цели. Из-за этого урок кажется нелогичным и разрозненным. В конечном итоге, не понятно, что хотел донести автор. В целях урока он указывает «‎развитие навыков аудирования, говорения и новая лексика‎», но ведь это очень обширное описание. 

У нас есть метод SMART, который помогает нам создать спланированную, ясную и отслеживаемую цель.

S – Specific — цель должна быть узконаправленной. Не просто «‎развить навык говорения», а «‎ученик научится говорить и рассуждать на тему глобального потепления».

M – Measurable — цель должна быть измерима: сколько лексических единиц, грамматических конструкций должен выучить ученик, чтобы он смог высказать или написать свое мнение по этой теме.

А – Achievable — цель должна быть достижимой. Когда преподаватель дает 50 новых слов для уровня Elementary по теме глобального потепления — очевидно, что цель не достижима.

R – Relevant — уроки будут эффективны, когда они актуальны. Например, по возрасту. Подростку в 11 лет не очень актуально изучать глобальное потепление, хоть он и понимает саму тему. Ну как бы и Анну Каренину читать в 10 классе не очень-то актуально. 

T – Time bound — цель должна быть ограничена по времени. Именно за 60 минут ученик должен пройти то, что есть в уроке. Преподаватели очень любят планировать в уроке много материала, который обычно переносится на следующее занятие. 

Чем лучше будет проработана цель и чем лучше преподаватель на входе видит результат, которого он хочет добиться, тем эффективнее будет урок. 

Скелет урока: как его логично построить

Мы проработали цель и поняли тему урока — это уже 70% успеха. Теперь надо логично выстроить задания. 

1. Warm-up

В начале нам нужно помочь ученику настроиться на английский. Для этого и существует warm-up. На этой стадии не обязательно давать лексику. Достаточно будет короткого видео на 20 секунд для обсуждение темы, которую мы ему сегодня предлагаем. В нашем идеальном мире ученик посмотрел видео (или сделал любую другую короткую активность) и сам начал развивать мысль и тему, по которой планируется урок. Это должно занимать 2-3 минуты. 

2. Pre-, While и Post-: как строить основную часть reading или listening 

У нас есть текст, но для начала нужна стадия pre-reading. Здесь мы вводим новую лексику разными способами: как дефиниции, картинки, контекст, синонимы-антонимы. Важно: метод английский-родной язык — не эффективен. Чем меньше родного языка (а лучше чтобы вообще без него), тем лучше. 

Самая большая ошибка преподавателей на этом этапе — вводится лексика, а дальше она не встречается. Вы вводите эту лексику, чтобы что? Чтобы дальше она помогла прочитать текст или прослушать аудио. Но мало её ввести, нужно её активировать. Не заучить её, а знать: как она читается, пишется, произносится и переводится. На лексику тратим 10-15 минут. 

Дальше идёт закрепление лексики. Тогда уже начинаем читать текст или слушать аудио. И подбираем задания, исходя из нашей цели: полное, частичное понимание текста или поиск определенной информации. 

3. Как вводить грамматику?

Новая лексика и новая грамматика в одном уроке — это возможно, но тяжело для студента. Поэтому рекомендую делать урок либо лексическим, либо грамматическим. К примеру, на прошлом занятии мы ввели новую лексику и сделали чтение. Но теперь этот же текст нам нужен, чтобы ввести грамматику. 

Я уверена, что если мы вставим в один урок speaking, writing, listening и reading, то всё в голове смешается и закончить его мы не успеем. Лучше делать пары: аудирование-говорение, чтение-говорение или аудирование-письмо. Первый — рецептивный вид речевой деятельности, второй — продуктивный. В учебнике Prepare в одном уроке все четыре вида деятельности, но они все поверхностные. Выходит неэффективно.

То есть ученик уже понял текст благодаря введенной в прошлом лексике и примерно понял, как используется грамматика. Но правил он еще не знает. Мы выводим из текста предложения с грамматическими конструкциями и объясняем правила. А в идеале просим ученика, чтобы он сам попробовал их сформулировать. Потом активируем грамматику через задания. 

4. Грамматику мы поняли, лексику повторили — что делать дальше? 

Обычно, если преподаватель не очень дружит с тайм-менеджментом, урок может закончиться на грамматике. Я этого не рекомендую. Мы ввели грамматику, активизировали её, но не закрепили. 

Последним этапом может быть speaking или writing. У ученика должна быть возможность употребить то, что он так долго изучал. Тут мы можем дать ему дополнительно useful phrases, чтобы он мог поразмышлять и выразить свое мнение по теме, используя пройденную грамматику и лексику. 

Эффективный урок — это логичный урок. Без vocabulary мы не смогли бы сделать listening, без listening не смогли сделать grammar, без grammar не смогли перейти к speaking.

5. Wrap-up

Нам, как на тренировке, нужна заминка. Здесь может быть: 

  1. Назови 5 новых слов, которые ты узнал.
  2. Назови тот факт, который больше всего тебя поразил.
  3. Как ты себя чувствуешь себя после урока (по какой-нибудь шкале).

Во второй части мы рассказываем, как добавить элементы геймификации в регулярные уроки и развивать soft-skills у учеников через игры: читать

поделиться статьей
Читайте ещё

Разговорные клубы помогают студентам углубить знания языка, преодолеть стеснение и…

В статье говорим о том, как искать учеников. Делимся способами…

Уровень английского С2 занимает высшую позицию в шкале CEFR. В…

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.