девушка улыбается

Вспомнить все: как репетитору эффективно повторять изученный материал с учениками

Время чтения
9 мин.
Автор
Вика Шумакова
Опубликовано
06 сентября 2024

Преподаватель с 15-летним стажем делится приемами и техниками.

У нас в гостях Татьяна Суслова, преподаватель с 15-летним опытом работы и автор телеграм-канала для учителей английского, которая специализируется на создании материалов на повторение и рециркуляцию лексики. Говорим с ней о том, когда и как проводить уроки на повторение.

Татьяна повторяет и рециркулирует лексику с учениками на каждом занятии. Но это не значит, что весь урок посвящен повторению. Она дает разнообразные небольшие упражнения. Например, на заполнение пропусков, сопоставление значений, а также использует различные техники, позволяющие ввести элементы повторения и рециркуляции в любой урок, своего рода микроповторения.
«Я могу попросить ученика вспомнить пять фраз или слов с предыдущих занятий, которые бы он хотел запомнить и повторить. Его задача – использовать эти пять фраз в течение урока, естественно, там, где возможно», – объясняет Татьяна.

В конце занятия она проводит рефлексию. «Обсуждаем с учеником, что  удалось, а что нет. А где не удалось какие-то фразы использовать, предлагаю ученикам подумать, как бы мы могли их использовать», – говорит преподаватель. Этот прием подходит для активации знакомой лексики перед выполнением любого задания в течение занятия, добавляет она. «Например, вы можете перед заданием на говорение дать им время на то, чтобы вспомнить, набросать слова и фразы, необходимые для устного ответа, или провести мозговой штурм. Даже если они потом не употребят всю лексику, но вспомнят часть, а это и есть активное повторение», – говорит Татьяна.

Как часто проводить уроки на повторение

По словам Татьяны, уроки на повторение целесообразно проводить в конце каждого юнита (или большой темы) и после перерывов. «У меня есть схема повторений, по которой я провожу уроки-ревизии, – говорит она. – Например, прошли первый юнит – повторяем его. Прошли второй юнит – повторяем первый и второй. Прошли третий юнит – повторяем третий. А когда проходим четвертый, повторяем с первого по четвертый».  

Такая схема предполагает немалую нагрузку на учителя. Татьяна объясняет, что задача – не пройти эти юниты заново, а активировать часть лексики и показать, что ученики могут ее использовать в разных контекстах. «Мы должны предоставить им эту ситуацию, чтобы они смогли это сделать», – поясняет она.

И потраченные учительские усилия не пропадут. По словам Татьяны, такое регулярное повторение дает потрясающие результаты.  «У меня есть ученики, которые не делают домашнее задание. Именно такое систематическое повторение на уроках позволяет им аккумулировать получаемые знания и использовать пройденный материал в речи», – добавляет она.

Подготовку таких уроков немного упрощают учебники, в которых хорошо организована рециркуляция лексики из юнита в юнит. Например, Outcomes или Speakout.

Как провести урок-ревизию после перерыва

Если ученики возвращаются к занятиям после лета или перерыва, на первом занятии не нужно давать новый материал. Наоборот, проведите легкий увлекательный урок – погрузите их в английский, советует Татьяна. «Они же пришли из отпуска, полны впечатлений, эмоций, используйте это, – говорит она. – Попросите принести на первое занятие фотографии из поездок. Это и будет та самая база, которую они будут обсуждать. Можно связать фотографии с темами, которые вы проходили. Например, повторить функциональную лексику или какую-то релевантную грамматику – Past Simple, Present perfect. Обсудите bucket list, что из него они сделали, а что не успели».

Студенты будут чувствовать себя комфортно и расслабленно. А вы пока оцените, что они помнят, а что забыли, добавляет она. «Выписываете ошибки учеников, а следующее занятие строите на ревизии этих моментов. Если видите, что они совсем забыли Past Simple, сделайте упражнения на его повторение».

На этом с глобальным повторением можно закончить до следующего юнита, оставив лишь регулярные микроповторения. По словам Татьяны, ревизию нужно строить на ошибках. На том, что у студентов не получается и на материале, который вы прошли.

3 формата уроков на повторение пройденного

Татьяна делится тремя форматами проведения уроков на повторение:

1. Игра

После прохождения очередного юнита можно провести настольную игру. Подойдет любая бродилка, где нужно ходить по клеточкам и выполнять разнообразные задания – от заполнения пропусков до просмотра фрагментов видео. Например, посмотрите фрагмент и распознайте фразы из наших предыдущих уроков. По такому же принципу можно провести игру Jeopardy или квест.

2. Объединение нескольких тем

В этом случае вы объединяете несколько пройденных тем одним заданием. Допустим, у вас были темы cities, stereotypes, cultural identity, character traits. Зная это, вы как преподаватель, пытаетесь представить себе коммуникативную ситуацию, в которой бы затрагивались все эти темы и использовалась соответствующая лексика и грамматика. Например, создаете ролевую игру-ситуацию, в которой две девушки-студентки приехали по обмену в Нью-Йорк. В первом диалоге они знакомятся, во втором звонят родителям и делятся впечатлениями и так далее. То есть они как раз задействуют  все вышеназванные темы. Не получается объединить темы, используйте Chat GPT.

При создании уроков-ревизий у преподавателей могут возникнуть сомнения в том, что ученики будут использовать лексику и грамматику, которую мы проходили. В чем же тогда ревизия? «Чтобы этого избежать, проведите мозговой штурм перед выполнением задания. Помогите ученикам вспомнить лексику, которая может им понадобиться для каждой ситуации, – говорит Татьяна. – После порефлексируйте, обсудите, что использовали, а что можно было еще использовать, чтобы улучшить. Сам этот процесс уже будет повторением – вы активируете нейронные связи, и «вытаскиваете» из глубин памяти пройденные слова. После рефлексии и вашего фидбэка сделайте task repetition. В этом случае студенты учтут вашу обратную связь и уже точно употребят пройденную лексику в своей речи».

3. Уроки на основе аутентичных материалов

Чаще всего Татьяна берет отрывки из фильмов и сериалов. Причем, необязательно тех, что знакомы ее ученикам. «Мы с моей ученицей уровня Intermediate прошли тему «Иностранные языки и способы их улучшить, – рассказывает она. – Я взяла фрагмент сериала Emily in Paris – сцену, в которой героиня-американка приходит на вечеринку и пытается общаться с гостями на ломаном французском. Мы смотрим отрывок, а потом отвечаем на вопросы, построенные таким образом, что нужно использовать лексику и грамматику  из пройденной темы». 

В целом, Татьяна не против использования учебников. Но уверена, что в них уроки на повторение чаще всего представляют из себя набор упражнений, тематически не связанных друг с другом. Из-за этого уроки получаются менее плавными и увлекательными.

Как вдохновлять учеников на повторение

Что касается самостоятельной работы учеников вне уроков, Татьяна советует не пускать этот процесс на самотек, и не надеяться на то, что они сами будут что-то повторять (таких единицы). «Ученикам можно и нужно доверять самостоятельное повторение. Но проблема в том, что они этого не умеют. И я убеждена, что нужно их этому учить, – говорит она. – Если я скажу своему ученику уровня А2 «смотри больше видео на английском», это ни к чему не приведет. Что смотреть? Даже учителю порой непросто найти видео на английском, подходящие для уровня А2. Мы должны дать список ресурсов со ссылками, где они могут это сделать. И при этом объяснять ученикам то, что мы, преподаватели, знаем – что для запоминания слова нужно не менее 20 касаний с лексикой. Пусть они тоже это знают».

Второй инструмент преподавателя – это мотивация. Тут надо быть хитрее, и не «заставлять». Делать так, чтобы им самим захотелось посмотреть, повторить.  «Мы можем заинтриговать какой-то аутентикой на уроке, остановиться на самом интересном месте и спровоцировать на дальнейшее чтение или просмотр, – приводит пример Татьяна. – Также мы можем попросить их найти похожее видео, мем или присылать лексику, которая им встречается. Когда присылают обязательно хвалить и просить прислать еще. Таким образом, мы учим замечать новые и изученные слова, а также навыкам поиска информации на английском».

Частые ошибки преподавателей при проведении уроков на повторение

Главная ошибка – это не проводить уроки на повторение и надеяться, что домашнего задания достаточно. Вторая ошибка – отсутствие системности. «Когда вы нерегулярно проводите уроки-повторения. Например, после первого юнита забыли, не повторили совсем. Потом пытаетесь повторить после второго, а они уже ничего не помнят из первого», – поясняет Татьяна.

Третья ошибка – использование однообразных методов повторения материала, например, делаете только упражнения на раскрытие скобок. «Задания на повторение должны быть разные по когнитивной глубине. Где-то нужно просто рассортировать, где-то что-то придумать, а где-то придумать и использовать. Именно благодаря сочетанию заданий с разной когнитивной глубиной материал лучше задерживается в долговременной памяти», – говорит Татьяна. 

Четвертая ошибка – это когда учителя игнорируют интересы учеников. «Например, подростки любят мангу, взрослые Emily in Paris. Вы об этом знаете, но никак не используете в уроках. Хотя это как раз то, что зажжет их интерес, замотивирует самим пойти что-то смотреть и изучать», – объясняет преподаватель. 

Наконец, еще одно упущение – не проводить рефлексию после урока или выполненного задания.  «Например, ученик выполнил какое-то задание, вы сказали только о грамматических ошибках или содержании. Но ведь можно еще обсудить, что из лексики прошлых уроков можно было бы использовать. Это тоже обратная связь, нельзя ею пренебрегать», – объясняет Татьяна.

Какие онлайн-инструменты нужны для уроков на повторение

При создании материалов Татьяна использует несколько онлайн-инструментов, которые ускоряют процесс и делают материалы визуально более привлекательными для учеников. 

В числе них: 

  • Jeopardy Labs
  • Baamboozle 
  • WorldWall 
  • Chat GPT 
  • Twee 
  • Шедеврум
  • Леонардо 
  • Recraft

«В классических упражнениях на пропуски и сопоставление нет ничего плохого, но чтобы сделать повторение более увлекательным и разнообразным, можно чуть-чуть покреативить, – говорит Татьяна. – Например, вы часто проводите ревизию с помощью определений слов. Попросите Chat GPT сделать определения словами пятилетнего ребенка или бизнесмена. А если хочется WOW эффекта, найдите картинку ребенка или бизнесмена, оживите ее с помощью ИИ и пусть она у вас на уроке говорит».

На платформе ProgressMe, есть встроенные AI-ассистенты. С помощью них вы можете генерировать новый контент, видоизменять старый. А конструктор уроков содержит более 30 шаблонов для создания языковых упражнений. 

Еще не используете ProgressMe? Попробуйте бесплатно!

поделиться статьей
Читайте ещё

ProgressMe — это не только про то, как удобно хранить…

Какие международные сертификаты по английскому нужны преподавателям, и как это…

Мы спросили у преподавателей, о том, что им нравится в…

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.