певец и названия песен

Английский по песням: как создавать «музыкальные» уроки по стандартам CELTA

Время чтения
12 мин.
Автор
Вика Шумакова
Опубликовано
27 августа 2024

Тичер-тренер Мария Васильева рассказывает, как преподавать английский по песням.

У нас в гостях Мария Васильева, преподаватель английского, тичер-тренер (МПГУ, CELTA) и автор телеграм-канала «Методика и рок-н-ролл». В числе прочего она специализируется на разработке уроков по песням. Мария рассказывает, как создавать «музыкальные» уроки, которые не только приведут учеников в восторг, но и дадут им максимум пользы.

Как я начала использовать песни в обучении

Английский в моей жизни появился благодаря музыке. Мне было лет пять, когда услышала по радио Let it be и заинтересовалась «непонятным языком». Дома было много книжек, в том числе музыкальных, с текстами и переводами, которые я читала и потихоньку изучала язык. Увлечение английским в итоге привело в профессию учителя, а любовь к музыке вылилась в разработки уроков по песням.

Свой первый вебинар «Как песни могут помочь в подготовке к ЕГЭ» я провела еще во время учебы в магистратуре МПГУ. Будучи музыкальным фанатом, я всегда знала, что в песнях много коллокаций, идиом и фразовых глаголов. Так что я взяла варианты заданий с сайта ФИПИ (организатора ЕГЭ – прим. ред), нашла в них коллокации, идиомы и подобрала к ним песни. После курса по созданию собственных материалов в магистратуре МПГУ я поняла, как правильно планировать уроки по любым аутентичным материалам по канонам CELTA, и стала делать разработки.

Зачем внедрять песни в уроки иностранных языков

Песни – это вид аутентичного материала, который выполняет массу функций на уроке. Приведу основные:

1. Снижение стресса ученика во время урока

Это особенно актуально для взрослых учеников, которые часто панически боятся ошибиться. Когда мы работаем по учебнику, они понимают, что их оценивают, и все время начеку. Работая с аутентикой, они как будто забывают, что они на уроке – охотнее говорят и меньше думают об ошибках. В целом, снижается фактор нервозности (affective filter) и они быстрее разговариваются.

2. Буст мотивации

Моим ученикам начальных уровней уроки по песням дают огромный заряд мотивации. Например, одна из учениц написала: «Так классно, что мы поработали с песней, а я и не знала, что уже могу слушать и понимать». Чтобы создать такой вау-эффект для начинающих, нужно составить задание, с которым они точно справятся. Когда они видят, что у них получается, они мотивируются и сами начинают что-то слушать, смотреть. Естественно, если ученик начинает что-то делать дополнительно, это приводит к скорейшему результату и продлевает мотивацию.

3. Расширение кругозора (CLIL)

Многие песни отражают события и явления, о которых интересно поговорить на уроке. Например, шведская группа Sabaton пишет песни на исторические темы. Я как-то провела урок по их песне Night Witches про советских летчиц, и после занятия мой ученик сказал: «Здорово, что благодаря английскому я становлюсь еще и более образованным, узнаю что-то новое из истории своей страны». 

Обожаю песню Дэвида Боуи Space Oddity. В ней есть все элементы успешного материала для урока – рассказанная в песне история, лексически-богатый текст и исторический контекст – композиция создана во времена космической гонки. Как-то занималась с двумя девочками-подростками по учебнику, в котором был целый юнит про космос. После прохождения юнита я провела урок по Дэвиду Боуи и дала им на дом проекты на тему освоения космоса. Обе сделали презентации, от которых у меня до сих пор мурашки. Одна ученица подготовила историю катастроф, а вторая – про самые успешные миссии. 

Подростков такие уроки порой мотивируют не только на изучение языка. Один из моих учеников после занятий по Scorpions и Queen подсел на рок-музыку. Словом, песни пробуждают любопытство и служат толчком, который многих побуждает идти дальше – смотреть и изучать.

4. Увлекательное изучение материала

Песни прекрасно подходят для усвоения и закрепления грамматики и лексики, однако музыка, как любой другой аутентичный материал, не заменит учебник или полноценный курс с заданиями, тестами и повторением (revision). Мы используем песни как дополнительные закрепляющие и вовлекающие материалы.

Второй момент – при использовании песен на уроках мы смотрим не на музыку, а на слова. Необязательно слушать композицию, чтобы сделать по ней урок. По сути, песни – это те же тексты, и поэтому мы работаем с ними по той же схеме, что и с этим типом контента. Точно так же используем их для обсуждений, разговорной практики и отработки лексических, грамматических единиц. 

Например, чтобы поработать с грамматикой, достаточно одного употребления нужной структуры. Если в песне есть строчка с Present Perfect, то мы с ней работаем. Выписываем ее на доску, сделав основной глагол в начальной форме, и просим учеников вспомнить, в какой форме он был в песне. Далее обсуждаем значение, произношение и так далее. Во время одного из моих вебинаров преподаватель прислала на разбор песню Coulda’, woulda’, shoulda’. Понятно, что это просто отличный материал для разбора Past modals for expressing regrets и употребления сокращенных форм модальных глаголов.

Как подбирать песни для урока: критерии

Я всегда начинаю создание урока по песне с того, для чего я хочу ее использовать – какую конструкцию или форму вывожу в речь в конце занятия. Поэтому при выборе композиций я для себя отвечаю на следующие вопросы: 

  • Интересно ли будет обсуждать песню? 
  • Прослеживается ли там какая-то тема? 
  • Есть ли там частотная лексика или грамматика? 
  • Ученикам каких уровней она подойдет? 

Так, в песне What a Wonderful World простые слова уровня А1 – rainbow, clouds, roses. Соответственно, берем учебник и смотрим, какие там есть задания на freer practice и адаптируем их под свой контекст. 

Все мои уроки по песням – интегрированные, включают два основных компонента – listening и language. В первой части два задания на прослушивание и обсуждение, во второй – либо грамматика, либо лексика. Например, в разработке по песне Where is the love? группы Black Eyed Peas мы сначала ее обсуждаем, а потом работаем с лексикой. Последний вопрос на стадии listening for detail звучит так: «What would you choose, turn the other cheek, or eye for eye?» Это мостик к следующей стадии – языковой. Ученикам нужно сказать: «В этой строчке используется идиома.  Давайте изучим побольше выражений, связанных с частями тела». Далее приводятся идиомы (behind your back, lend a hand, give a cold shoulder и т.д.), но преподаватели могут дополнить своими. Для freer practice я с помощью искусственного интеллекта составила вопросы с этими идиомами. Это побуждает учеников использовать их в речи.

Как создавать задания и уроки с помощью AI

Какие песни не подойдут для уроков

Не из всех песен получится сделать урок. Бывает, что просто нечего обсуждать и нет лексики или грамматики, которую имеет смысл выводить в речь. Честно говоря, пыталась сделать уроки из песен Тейлор Свифт, но ничего в голову не пришло.

Когда включать песни в уроки

Песни на уроках обычно используют в качестве усиления какого-то материала и демонстрации связи правил и слов с реальным миром.  Допустим, вы с учениками на уровне B1 изучаете Conditionals, а в конце юнита даете песню с этими конструкциями. Если ученики уровня В2 и уже знакомы с Conditionals, то песня поможет закрепить и автоматизировать применение конструкции. «Музыкальные» уроки также хороши до или после перерыва. Например, ученик неожиданно заявляет, что уходит в отпуск, а вы начали тему на два урока. Нет смысла их проводить с большим перерывом. Вместо этого проведите урок с песней, на популярную тему (романтика, дружба) или с повторением какого-то пройденного вами материала. 

Песни можно приурочить к большинству тем, но часто не хватает времени на создание уроков по ним. На разработку занятия по песне у меня уходит 6-8 часов, причем большая часть на оформление. Но я выстраиваю урок по структуре CELTA и слежу, чтобы все стадии урока были логически связаны и плавно переходили одна в другую.

Нужно ли на уроках проигрывать песню полностью

Как правило, во время урока я проигрываю песни целиком. Они редко длятся 5 минут, а такие длинные композиции в основном обсуждаются с учениками высоких уровней, которые могут справиться  с информацией такого объема. Но, бывают и исключения. В частности, в моей разработке по You are Beautiful Джеймса Бланта слушаем только первый куплет. Урок создан для уровня А1 и фокус на глаголе to be.

Как создать урок по песне: чек-лист

Разработка урока включает три этапа:  

1. Анализ текста 

  • Поиск тем (о чем песня) 
  • Лексические и грамматические конструкции 
  • Для какого уровня она подойдет

Исходя из темы и лексики будет понятно, какому уровню она подойдет. В случае сомнений пропустите текст через сайт вроде Roadmap to Grammar, и он покажет примерный уровень слов в тексте. 

2. Создание заданий на основе уровня, тем и языковых единиц

Ищем готовые в учебниках или придумываем свои. 

3. Оформление

  • Нейронки для создания вопросов (Chat GPT) и генерации идей (Twee, Midjourney)
  • Проверка и рерайт заданий – Wordtune 
  • Создание PDF – WEPIK 

Разберу песню Coulda’, woulda’, shoulda’, которую прислала мне одна из преподавательниц.

Coulda made myself a better man 
Woulda kept our love like a wedding band 
Shoulda have would have could have 
Shoulda have would have could have
Could have kept you happy for eternity 
Would have been great if it was just you and me
Should have would have could have 
Could have would have should have 

1. Lead-in

В песне говорится о сожалениях, значит, можем обсудить эту тему.
Как пример:

Complete the statements about youDiscuss the questions
• I regret not… earlier. 
• The decision I regret the most is… . 
• In the future I might regret… if I don’t change anything about… . 
• I used to regret… but now I’ve come to terms with it.
What things do people tend to regret?
What is worse, regretting doing something or not doing something? Why?
How do you think regrets change with age?

В качестве lead-in подойдет текст о создании песни, об артисте или о ее культурном/историческом значении.

2. Listening for gist

What the song is about?
Do you like the song? Why (not)? 
Важно составлять открытые вопросы и персонализировать – спрашивать мнение учеников.

3.  Listening for detail

What regrets does the singer express in the lyrics?
Why does the singer feel like a fool in the lyrics?
What emotions does the singer convey towards their partner in the lyrics?

Сначала даем ученикам прочесть вопросы, слушаем второй раз и просим ответить.

4. Grammar presentation through the lyrics 

Напишите на доске предложение Coulda made myself a better man и спросите, как выглядит полная форма (could have made). 

5. CCQs, pronunciation, form

В зависимости от того, на каком этапе обучения находится ваш ученик, можно более или менее подробно задать CCQs или потренировать произношение. Когда форма знакома, переходите к practice или production. Когда человек прекрасно «раскрывает скобочки», а использовать в речи ему сложнее, сфокусируйтесь на стадии production. Составьте промпты с target structure или target language, используя ИИ. 

6. Practice 

7. Production

Можно ли использовать одну песню с разными учениками

При создании разработок по любым аутентичным материалам, сразу подумайте, с какими учениками вы сможете ее использовать. Подбирайте песни на универсальные темы (дружба, любовь, отношения), в которых есть частотная лексика и грамматика. Так, в песне Бруно Марс Count on me масса устойчивых выражений, фразовых глаголов, а сама композиция на тему дружбы, которая близка большинству людей. Я ее использовала и для подготовки учеников к ЕГЭ/ОГЭ, и для студентов общего английского.

Как начать готовить учеников к ЕГЭ/ОГЭ

Ошибки преподавателей при создании уроков по песням

Часто преподаватели не используют до конца потенциал  песенного материала. Например, делают задания с пропусками, в которых нужно послушать песню и вставить случайные, не связанные одной темой слова, и на этом все. Слова не закрепляются и не выводятся в речь. Некоторые преподаватели заставляют учеников петь на уроках. Во-первых, мало кому нравится петь на публику, и это создает дополнительный дискомфорт. Во-вторых, не вижу ценности такой практики с методической точки зрения. Петь студенты могут и сами. К нам они приходят учиться говорить на английском.

Список песен, подходящих для создания уроков

Надеемся, материал был полезным, и благодаря рекомендациям Марии вы начнете учить английский по песням с вашими учениками. Нам остается добавить, что платформа ProgressMe отлично подходит для того, чтобы внедрять «английский по песням» в уроки и сэкономит вам массу времени на оформление – сможете загрузить видео или аудио, «спрятать» тексты, составить персонализированные вопросы  с помощью AI-ассистентов, а конструктор поможет сделать интерактивные упражнения, чтобы ваши ученики закрепляли лексику или грамматику из песен на занятиях и дома.

Если вы еще не используете платформу ProgressMe, попробуйте

Попробовать ProgressMe бесплатно

поделиться статьей
Читайте ещё

Рассказываем, где сдавать международные экзамены и какой выбрать. IELTS и…

Основатели Skyford Анастасия Зевакина и Елена Реброва рассказали о том,…

За 5 лет Ульяна смогла открыть свою школу, закрыть её,…

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.