Интервью с Академическим директором школы ВКС и экспертом международной программы…
![ученики танцуют](https://blog.progressme.ru/wp-content/uploads/2023/09/92.png)
Как учить детей онлайн
Говорим о том, как устроена работа с детьми в онлайн-среде. Поделимся, как избежать трудностей и правильно организовать процесс от А до Я.
Как организовать онлайн-уроки с детьми
Любой урок начинается с подготовки. С детьми она включает чуть больше организационных моментов. Если позаботитесь о них вначале, то упростите жизнь себе и ученикам.
Что можно сделать:
Помогите ребенку организовать рабочее место
Попросите родителей выделить ребенку стол без лишних предметов, на которые легко отвлечься. Они также могут проследить, чтобы во время уроков он выключал телефон и закрывал посторонние вкладки и мессенджеры на компьютере или планшете, с которого занимается.
Правильно организуйте свое рабочее место
Если речь идет о том, как организована работа с детьми в онлайн-среде, желательно, чтобы фон за вами был нейтральным и не отвлекал детей. Найдите подходящее место в квартире, используйте виртуальные фоны или функцию “размытие”.
Создайте правила поведения на онлайн-уроке
Допустим, вы договоритесь, что ребенок подключается за 3-5 минут до начала урока, а вы отправляете напоминание со ссылкой.
- Расскажите, как вы будете давать обратную связь – устно в конце урока или через мессенджер, и как ученики могут дать вам фидбэк.
- Покажите, как делать домашнее задание, и где его искать.
- Пропишите основные правила. Обсудите их с родителями и учеником, а для наглядности закрепите их в чате или на слайде с материалами.
- В начале урока проговаривайте ключевые правила – так ученики усвоят их быстрее.
Обсудите важность включенной видеокамеры
Дайте понять, что камеру во время урока нужно включать. Так вы сможете быстрее считывать эмоции учеников и быстро реагировать, а они будут более сфокусированными. И конечно, камера учителя должна быть включена. Это поможет эффективнее управлять вниманием учеников, в том числе жестами и мимикой.
Познакомьте ребенка с платформой
Работа с детьми в онлайн-среде требует больших усилий по организации технических моментов. Если ребенок не понимает, как работает платформа, он будет отвлекаться на посторонние вещи. Это ухудшит качество и результаты урока.
По возможности проведите короткое вводное занятие. На нем вы познакомитесь с учеником, покажите, где найти расписание, материалы урока, домашнее задание, как написать вам, и как выполнять задания. Необязательно превращать урок в сухой инструктаж, используйте элементы игры. Например, на ProgressMe можно увлечь ребенка играми на виртуальной доске, показать, как складывать слова из букв или сопоставлять их с картинками:
![](https://blog.progressme.ru/wp-content/uploads/2023/09/4-3-1024x577.png)
![](https://blog.progressme.ru/wp-content/uploads/2023/09/6-4-1024x577.png)
Для учеников постарше есть готовая инструкция. Отправьте ее до начала вводного урока.
Привлекайте родителей в уроки онлайн-формата
Чем младше дети, тем важнее роль родителей в успехе обучения. Расспросите их об увлечениях ребенка и создавайте активности на основе них. Обычно родители помогают с составлением расписания, посещаемостью, выполнением домашних заданий, а те, у кого дети до 7 лет нередко приходят на занятия.
В присутствии родителей на уроке нет ничего страшного. Чтобы они не мешали работе, заранее обсудите с ними их роль на занятии: что можно, а что нельзя. Например, не нужно исправлять ответы ребенка или отвечать вместо него.
Как работать с детьми на уроке
Чем младше ребенок, тем сложнее удержать его внимание. Не “потерять” учеников во время урока помогут профессиональные приемы и техники:
Расскажите, что будет на уроке
Когда вы говорите о предстоящих планах, вы формируете у учеников определенные ожидания и настраиваете их на работу. Формулируйте анонс так, чтобы им было интересно.
Сравните:
❌ “Сегодня мы выучим предлоги, новые слова про еду, сделаем несколько упражнений и отработаем разговорные навыки”.
✅ “Мы начнем с игры в ковбоев, разгадаем кроссворд, и поможем свинке Пеппе”.
“Правило трех минут”
Его суть в том, чтобы давать теорию короткими блоками длительностью не более 3 минут и переходить на активности: вопросы, упражнения. Если будете говорить в течение 7-10 минут без перерыва, потеряете внимание не только маленьких, но и взрослых учеников.
“Уроки в онлайне не должны превращаться в долгие лекции. Ребенка постоянно нужно спрашивать о чем-то, поддерживать с ним диалог, просить привести примеры к теории, которую только что объяснили», — говорит преподаватель русского языка Галина Якимова. Постоянные вопросы держат детей в тонусе – они понимают, что отвлекаться нельзя, всегда о чем-то могут спросить.
Чаще меняйте активности и форматы
Работа с детьми в онлайн-среде и офлайн требует частой смены активностей. Детям становится скучно гораздо быстрее, чем взрослым. Чем больше разнообразных активностей, тем больше шансов на снижение интереса. Преподаватели, которые работают с детьми, включают в уроки изображения, короткие видео, мультфильмы, квизы, игры, рисование. Задача увлечь ребенка “игрой”, в ходе которой он незаметно для себя выучит слова или правило.
На платформе ProgressMe для игр часто используют виртуальную доску.
![](https://blog.progressme.ru/wp-content/uploads/2023/09/5-5-1024x577.png)
![](https://blog.progressme.ru/wp-content/uploads/2023/09/8-1-1024x577.png)
Больше простых игр для детей, созданных на виртуальной доске ProgressMe, можно найти в нашем телеграм канале.
Как вводить элементы игры в урок
Если с детьми 10-12 лет мы можем делать одно упражнение четыре минуты, то в 5-9 лет они могут выдержать только полторы, максимум две. Поэтому для маленьких нужно придумывать больше заданий и логично их встраивать в ход урока. Чем младше ребенок, тем больше должно быть активностей и тем чаще они должны меняться
преподаватель английского Skyeng Елена Бирюкова.
С маленькими детьми онлайн-активности разбавляют заданиями в офлайн. Например, учитель по-английски просит ребенка взять лист бумаги и нарисовать предметы: ball, book, toy, bear, fish.
Внедряйте видео и аудио
Это особенно важно при работе с детьми младшего возраста.
У меня детки маленькие все, самым взрослым – 10 лет. Многие не умеют читать, поэтому работать с текстами невозможно. Моя методика построена на том, что мы сначала слушаем, потом говорим, а потом читаем, пишем и так далее
основатель онлайн-школы English4Kids Елена Степанова.
Она постоянно использует в работе аудиосообщения, в том числе озвучивает задания и просит учеников наговаривать ответ. Сделать этот процесс удобным для себя и детей получилось с помощью платформы ProgressMe.
Я записываю вопросы текстом и голосом, затем варианты ответов и после этого добавляю кнопочку «Record», чтобы они проговорили правильные варианты
![](https://blog.progressme.ru/wp-content/uploads/2023/09/2-1-1024x577.png)
Вы тоже можете использовать эту и другие функции ProgressMe. Попробовать бесплатно.
Задавайте больше вопросов
На занятиях с детьми вопросы задают чаще, в том числе не по теме. Например, маленьких учеников можно спросить, что они ели на завтрак, или что они видят в окне. Постоянные вопросы как невидимая нить удерживают внимание ученика, сокращая риск отвлечения на посторонние предметы.
Темы и виды вопросов зависят от возраста учеников. С детьми от 3 до 7 лет подойдут ролевые игры, младшим школьникам (7-11 лет) интересны вопросы взрослых и работа над проектами, подросткам (11-14 лет) нравится общаться со сверстниками. Дети в возрасте 15-18 лет задумываются о профессии, ищут группы по интересам. Выбор языка общения — родной или иностранный зависит от методики преподавания, возраста и особенностей студентов.
Используйте непрямое и невербальное общение
Впрочем, с детьми прямые вопросы не всегда “работают”. Используйте нестандартные форматы. Вот пара идей старшего методиста ProgressMe Анастасии Лагуткиной:
- Negative feelings dustbin
Если студенты не в настроении, предложите им написать негативные эмоции на стикере, а потом выбросить их в онлайн-корзину.
- Crazy compliments
В конце урока можно поблагодарить друг друга. Важно проговорить, что комплименты должны быть положительными. Вы можете дать варианты высказываний на первый раз, которые студенты дополнят.
Помимо игр и нестандартных форматов работающие с детьми преподаватели активно используют жестикуляцию, интонацию, громкость, снижение и повышение темпа речи. Эти инструменты привлекают непроизвольное внимание – когда мы реагируем на что-то невольно. Например, на шум, плач ребенка, броско одетого человека. Пользуйтесь этими инструментами и не забывайте про улыбку.
В работе с детьми нужно постоянно улыбаться. Улыбка – это то, на что они всегда реагируют и от чего зависит их настрой. Важно использовать открытые жесты и активную мимику. Базовая методика для работы с детьми – это Total Physical Response, предполагающая обучение новым словам и фразам с помощью жестов, выполнения команд, пантомимы и игр. Вам нужно будет издавать много разных звуков, изображать животных, бегать, прыгать, уметь показывать разные эмоции. В общем, быть настоящим актером.
рассказала ProgressMe преподаватель школы “Лингваед” Мария.
Прерывайтесь на физкультминутку
После 20-30 минут урока можно оторваться от монитора и размяться. Попросите детей встать со стула и сделать гимнастику для глаз, наклоны головы, массаж ушей. Делайте упражнения вместе с ними. По словам преподавателей, после таких разминок ученики оживляются и работают дальше с новыми силами.
Малышей поднимают с места чаще.
Мы встаем раза три во время урока. Я им даю задания на английском: принеси игрушку, спрячь игрушку.
говорит преподаватель Елена Степанова, которая работает с детьми до 10 лет.
Шутите и делайте перерывы
Отвлекаться можно и на шутки, игры. Например, после сложной теории или задания, расскажите анекдот или смешную историю. Многим ученикам нравится, когда преподаватель отходит от темы. Так вы разряжаете обстановку, даете им передохнуть и показываете, что вы живой человек.
Проводите уроки-квесты
Квесты увлекают учеников и побуждают использовать иностранный язык для достижения цели. Элина Бирюкова рассказала, как вместе с учеником искала магический кристалл, украденный злодеем. Во время поисков отрабатывали использование предлогов. Каково же было счастье малыша, когда он обнаружил under the table настоящий кристалл, купленный мамой.
Создавать уроки-квесты несложно, для этого нужно знать их механику. О том, как это сделать, мы писали в этой статье. Там же вы найдете два готовых урока-квеста от методистов ProgressMe.
Выполнение совместных заданий и проектов также помогают отвлечь учеников от “учения” и вовлечь в активность, в ходе которой им придется использовать навыки языка. Например, спланировать путешествие, заказать билеты, найти экскурсии и т.д. В России такой метод внедряла профессор МГУ Галина Китайгородская.
Уделяйте больше внимания визуальным материалам
Визуальная часть – будь то видео, изображения или физический реквизит критически важны в работе с детьми, особенно младшего возраста. Учителя используют игрушки, маски и другие предметы, чтобы расположить к себе ребенка, увлечь и удерживать его внимание.
Работу с игрушками можно выстроить по принципу кукольного театра: общаться с ребенком от лица персонажа. Например, попросить ученика узнать имя и возраст плюшевых гостей урока. Так в процессе непринужденного общения вы отработаете фразы “What is your name?” и “How old are you?”.
Положительные эмоции вызывает и необычное оформление урока. Установите фон с любимыми персонажами ребенка, разместите на нем дополнительные материалы по теме.
![](https://blog.progressme.ru/wp-content/uploads/2023/09/1-1-1024x577.png)
Сейчас идем по Family and friends 1, и я решила зарисовать им фон, на котором есть classroom language для меня и для них, instructions и стикеры для слов, которые мы проходим.
рассказала преподаватель в своем телеграм-канале.
На платформе ProgressMe вы можете выбрать один из предложенных фонов или загрузить свой в формате PNG или JPEG объемом до 5 мегабайт.
![](https://blog.progressme.ru/wp-content/uploads/2023/09/3-1-1024x635.png)
Попробовать ProgressMe бесплатно
К чему морально готовиться при работе с детьми в формате онлайн?
В отличие от взрослых дети открыто показывают, если им скучно или что-то не нравится. Нужно уметь выходить из таких ситуаций: менять активности, играть, перевоплощаться, танцевать, петь песенки и т.д.
В целом с маленькими учениками нужно быть готовым к сюрпризам, считает преподаватель английского Мария.
С одним мальчиком вначале я почти все время говорила на русском, чтобы он ко мне привык. Другой на первом занятии никак на меня не реагировал. Просто отвернулся. Пришлось завлекать его игрушками. Я показывала ему свои машинки, а он мне – свои.
Еще один аспект работы с детьми – общение с родителями. Они не всегда понимают процесс обучения, что приводит к завышенным ожиданиям. Например, могут спросить, у ребенка как “кит” по-английски, а малыш не сможет ответить, потому что учил по картинке.
Что запомнить:
- Делаем упор на организационные моменты и общение с родителями.
- Внедряем игры, квесты, творческие активности, часто их меняем и прерываемся на разминку и прогулки по комнате.
- Улыбаемся, используем язык жестов, мимику и проявляем актерские способности.
- Уделяем внимание видео, аудио и визуальной составляющим при подборе материалов, реквизита и оформлении урока.
Надеемтся, что наша статья о том, как устроена работа с детьми в онлайн-среде, получилась полезной. На нашей платформе вы найдете массу полезных инструментов для работы с учениками. Присоединяйтесь и тестируйте!
Продвинутые студенты – мечта преподавателя, но есть особенности, незнание которых…
Подобрали для вас готовые уроки к Рождеству и Новому году….