ученики танцуют

Как учить детей онлайн

Время чтения
11 мин.
Автор
Вика Шумакова
Опубликовано
11 сентября 2023

Говорим о том, как устроена работа с детьми в онлайн-среде. Поделимся, как избежать трудностей и правильно организовать процесс от А до Я.

Как организовать онлайн-уроки

Как работать на уроке

К чему морально готовиться

Как организовать онлайн-уроки с детьми

Любой урок начинается с подготовки. С детьми она включает чуть больше организационных моментов. Если позаботитесь о них вначале, то упростите жизнь себе и ученикам.

Что можно сделать:

Помогите ребенку организовать рабочее место

Попросите родителей выделить ребенку стол без лишних предметов, на которые легко отвлечься. Они также могут проследить, чтобы во время уроков он выключал телефон и закрывал посторонние вкладки и мессенджеры на компьютере или планшете, с которого занимается.

Правильно организуйте свое рабочее место

Если речь идет о том, как организована работа с детьми в онлайн-среде, желательно, чтобы фон за вами был нейтральным и не отвлекал детей. Найдите подходящее место в квартире, используйте виртуальные фоны или функцию “размытие”.

Создайте правила поведения на онлайн-уроке

Допустим, вы договоритесь, что ребенок подключается за 3-5 минут до начала урока, а вы отправляете напоминание со ссылкой.

  • Расскажите, как вы будете давать обратную связь – устно в конце урока или через мессенджер, и как ученики могут дать вам фидбэк. 
  • Покажите, как делать домашнее задание, и где его искать.
  • Пропишите основные правила. Обсудите их с родителями и учеником, а для наглядности закрепите их в чате или на слайде с материалами. 
  • В начале урока проговаривайте ключевые правила – так ученики усвоят их быстрее.

Обсудите важность включенной видеокамеры

Дайте понять, что камеру во время урока нужно включать. Так вы сможете быстрее считывать эмоции учеников и быстро реагировать, а они будут более сфокусированными. И конечно, камера учителя должна быть включена. Это поможет эффективнее управлять вниманием учеников, в том числе жестами и мимикой.

Познакомьте ребенка с платформой

Работа с детьми в онлайн-среде требует больших усилий по организации технических моментов. Если ребенок не понимает, как работает платформа, он будет отвлекаться на посторонние вещи. Это ухудшит качество и результаты урока. 

По возможности проведите короткое вводное занятие. На нем вы познакомитесь с учеником, покажите, где найти расписание, материалы урока, домашнее задание, как написать вам, и как выполнять задания. Необязательно превращать урок в сухой инструктаж, используйте элементы игры. Например, на ProgressMe можно увлечь ребенка играми на виртуальной доске, показать, как складывать слова из букв или сопоставлять их с картинками:

Для учеников постарше есть готовая инструкция. Отправьте ее до начала вводного урока.

Привлекайте родителей в уроки онлайн-формата

Чем младше дети, тем важнее роль родителей в успехе обучения. Расспросите их об увлечениях ребенка и создавайте активности на основе них. Обычно родители помогают с  составлением расписания, посещаемостью, выполнением домашних заданий, а те, у кого дети до 7 лет нередко приходят на занятия.

В присутствии родителей на уроке нет ничего страшного. Чтобы они не мешали работе, заранее обсудите с ними их роль на занятии: что можно, а что нельзя. Например, не нужно исправлять ответы ребенка или отвечать вместо него.

Как работать с детьми на уроке

Чем младше ребенок, тем сложнее удержать его внимание. Не “потерять” учеников во время урока помогут профессиональные приемы и техники:

Расскажите, что будет на уроке

Когда вы говорите о предстоящих планах, вы формируете у учеников определенные ожидания и настраиваете их на работу. Формулируйте анонс так, чтобы им было интересно. 
Сравните:
❌ “Сегодня мы выучим предлоги, новые слова про еду, сделаем несколько упражнений и отработаем разговорные навыки”.
✅ “Мы начнем с игры в ковбоев, разгадаем кроссворд, и поможем свинке Пеппе”.

“Правило трех минут”

Его суть в том, чтобы давать теорию короткими блоками длительностью не более 3 минут и переходить на активности: вопросы, упражнения. Если будете говорить в течение 7-10 минут без перерыва, потеряете внимание не только маленьких, но и взрослых учеников.

“Уроки в онлайне не должны превращаться в долгие лекции. Ребенка постоянно нужно спрашивать о чем-то, поддерживать с ним диалог, просить привести примеры к теории, которую только что объяснили», — говорит преподаватель русского языка Галина Якимова. Постоянные вопросы держат детей в тонусе –  они понимают, что отвлекаться нельзя, всегда о чем-то могут спросить.

Чаще меняйте активности и форматы

Работа с детьми в онлайн-среде и офлайн требует частой смены активностей. Детям становится скучно гораздо быстрее, чем  взрослым. Чем больше разнообразных активностей, тем больше шансов на снижение интереса. Преподаватели, которые работают с детьми, включают в уроки изображения, короткие видео, мультфильмы, квизы, игры, рисование. Задача увлечь ребенка “игрой”, в ходе которой он незаметно для себя выучит слова или правило.

На платформе ProgressMe для игр часто используют виртуальную доску.

Больше простых игр для детей, созданных на виртуальной доске ProgressMe, можно найти в нашем телеграм канале.

Как вводить элементы игры в урок

Если с детьми 10-12 лет мы можем делать одно упражнение четыре минуты, то в 5-9 лет они могут выдержать только полторы, максимум две. Поэтому для маленьких нужно придумывать больше заданий и логично их встраивать в ход урока. Чем младше ребенок, тем больше должно быть активностей и тем чаще они должны меняться

преподаватель английского Skyeng Елена Бирюкова.

С маленькими детьми онлайн-активности разбавляют заданиями в офлайн. Например, учитель по-английски просит ребенка взять лист бумаги и нарисовать предметы: ball, book, toy, bear, fish.

Внедряйте видео и аудио

Это особенно важно при работе с детьми младшего возраста.

У меня детки маленькие все, самым взрослым – 10 лет. Многие не умеют читать, поэтому работать с текстами невозможно. Моя методика построена на том, что мы сначала слушаем, потом говорим, а потом читаем, пишем и так далее

основатель онлайн-школы English4Kids Елена Степанова.

Она постоянно использует в работе аудиосообщения, в том числе озвучивает задания и просит учеников наговаривать ответ. Сделать этот процесс удобным для себя и детей получилось с помощью платформы ProgressMe.

Я записываю вопросы текстом и голосом, затем варианты ответов и после этого добавляю кнопочку «Record», чтобы они проговорили правильные варианты

Вы тоже можете использовать эту и другие функции ProgressMe. Попробовать бесплатно.

Задавайте больше вопросов

На занятиях с детьми вопросы задают чаще, в том числе не по теме. Например, маленьких учеников можно спросить, что они ели на завтрак, или что они видят в окне. Постоянные вопросы как невидимая нить удерживают внимание ученика, сокращая риск отвлечения на посторонние предметы.

Темы и виды вопросов зависят от возраста учеников. С детьми от 3 до 7 лет подойдут ролевые игры, младшим школьникам (7-11 лет) интересны вопросы взрослых и работа над проектами, подросткам (11-14 лет) нравится общаться со сверстниками. Дети в возрасте 15-18 лет задумываются о профессии, ищут группы по интересам. Выбор языка общения — родной или иностранный зависит от методики преподавания, возраста и особенностей студентов.

Используйте непрямое и невербальное общение

Впрочем, с детьми прямые вопросы не всегда “работают”. Используйте нестандартные форматы.  Вот пара идей старшего методиста ProgressMe Анастасии Лагуткиной:

  • Negative feelings dustbin

Если студенты не в настроении, предложите им написать негативные эмоции на стикере, а потом выбросить их в онлайн-корзину.

  • Crazy compliments

В конце урока можно поблагодарить друг друга. Важно проговорить, что комплименты должны быть положительными. Вы можете дать варианты высказываний на первый раз, которые студенты дополнят. 

Помимо игр и нестандартных форматов работающие с детьми преподаватели активно используют жестикуляцию, интонацию, громкость, снижение и повышение темпа речи. Эти инструменты привлекают непроизвольное внимание – когда мы реагируем на что-то невольно. Например, на шум, плач ребенка, броско одетого человека. Пользуйтесь этими инструментами и не забывайте про улыбку.  

В работе с детьми нужно постоянно улыбаться. Улыбка –  это то, на что они всегда реагируют и от чего зависит их настрой. Важно использовать открытые жесты и активную мимику. Базовая методика для работы с детьми – это Total Physical Response, предполагающая обучение новым словам и фразам с помощью жестов, выполнения команд, пантомимы и игр. Вам нужно будет издавать много разных звуков, изображать животных, бегать, прыгать, уметь показывать разные эмоции. В общем, быть настоящим актером.

рассказала ProgressMe преподаватель школы “Лингваед” Мария.

Прерывайтесь на физкультминутку

После 20-30 минут урока можно оторваться от монитора и размяться. Попросите детей встать со стула и сделать гимнастику для глаз, наклоны головы, массаж ушей.  Делайте упражнения вместе с ними. По словам преподавателей, после таких разминок ученики оживляются и работают дальше с новыми силами. 

Малышей поднимают с места чаще.

Мы встаем раза три во время урока. Я им даю задания на английском: принеси игрушку, спрячь игрушку.

 говорит преподаватель Елена Степанова, которая работает с детьми до 10 лет.

Шутите и делайте перерывы

Отвлекаться можно и на шутки, игры. Например, после сложной теории или задания, расскажите анекдот или смешную историю. Многим ученикам нравится, когда преподаватель отходит от темы. Так вы разряжаете обстановку, даете им передохнуть и показываете, что вы живой человек.

Проводите уроки-квесты

Квесты увлекают учеников и побуждают использовать иностранный язык для достижения цели. Элина Бирюкова рассказала, как вместе с учеником искала магический кристалл, украденный злодеем. Во время поисков отрабатывали использование предлогов. Каково же было счастье малыша, когда он обнаружил under the table настоящий кристалл, купленный мамой.

Создавать уроки-квесты несложно, для этого нужно знать их механику. О том, как это сделать, мы писали в этой статье. Там же вы найдете два готовых урока-квеста от методистов ProgressMe.

Выполнение совместных заданий и проектов также помогают отвлечь учеников от “учения” и вовлечь в активность, в ходе которой им придется использовать навыки языка. Например, спланировать путешествие, заказать билеты, найти экскурсии и т.д. В России такой метод внедряла профессор МГУ Галина Китайгородская.

Уделяйте больше внимания визуальным материалам

Визуальная часть – будь то видео, изображения или физический реквизит критически важны в работе с детьми, особенно младшего возраста. Учителя используют игрушки, маски и другие предметы, чтобы расположить к себе ребенка, увлечь и удерживать его внимание.

Работу с игрушками можно выстроить по принципу кукольного театра: общаться с ребенком от лица  персонажа. Например,  попросить ученика узнать имя и возраст плюшевых гостей урока. Так в процессе непринужденного общения вы отработаете фразы “What is your name?” и “How old are you?”.

Положительные эмоции вызывает и необычное оформление урока. Установите фон с любимыми персонажами ребенка, разместите на нем дополнительные материалы по теме.

Этот фон для своих 8-летних учеников создала преподаватель Виктория Верещагина.

Сейчас идем по Family and friends 1, и я решила зарисовать им фон, на котором есть classroom language для меня и для них, instructions и стикеры для слов, которые мы проходим.

рассказала преподаватель в своем телеграм-канале.

На платформе ProgressMe вы можете выбрать один из предложенных фонов или загрузить свой в формате PNG или JPEG объемом до 5 мегабайт.

Попробовать ProgressMe бесплатно

К чему морально готовиться при работе с детьми в формате онлайн?

В отличие от взрослых дети открыто показывают, если им скучно или что-то не нравится. Нужно уметь выходить из таких ситуаций: менять активности, играть, перевоплощаться, танцевать, петь песенки и т.д.

В целом с маленькими учениками нужно быть готовым к сюрпризам, считает преподаватель английского Мария.

С одним мальчиком вначале я почти все время говорила на русском, чтобы он ко мне привык. Другой на первом занятии никак на меня не реагировал. Просто отвернулся. Пришлось завлекать его игрушками. Я показывала ему свои машинки, а он мне – свои.

Еще один аспект работы с детьми – общение с родителями. Они не всегда понимают процесс обучения, что приводит к завышенным ожиданиям.  Например, могут спросить, у ребенка как “кит” по-английски, а малыш не сможет ответить, потому что учил по картинке.

Что запомнить:

  • Делаем упор на организационные моменты и общение с родителями. 
  • Внедряем игры, квесты, творческие активности, часто их меняем и прерываемся на разминку и прогулки по комнате.  
  • Улыбаемся, используем  язык жестов, мимику и проявляем актерские способности. 
  • Уделяем внимание видео, аудио и визуальной составляющим при подборе материалов, реквизита и оформлении урока.

Надеемтся, что наша статья о том, как устроена работа с детьми в онлайн-среде, получилась полезной. На нашей платформе вы найдете массу полезных инструментов для работы с учениками. Присоединяйтесь и тестируйте!

поделиться статьей
Читайте ещё

Интервью с Академическим директором школы ВКС и экспертом международной программы…

Продвинутые студенты – мечта преподавателя, но есть особенности, незнание которых…

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.