Даша Боцман — создательница разговорного курса «Балабол» о практике в…
Как работать с детьми и их родителями онлайн
Как учителю работать с детьми онлайн? Об этом мы спросили Марию, которая уже более семи лет преподает английский детям, два последних года — в онлайн-школе Lingvaed. Она рассказала о том, как правильно построить урок, удержать дисциплину и общаться с родителями.
Первый урок — это не про английский
Работать с детьми было моей мечтой с детства. Каждый ребенок — это личность со своим характером. Мне нравится, что они открытые и у них нет заморочек, как у взрослых людей. Они говорят и делают то, что думают и хотят. И у них всегда всё хорошо.
Правда, первые уроки всегда бывают с сюрпризом. С одним мальчиком в начале я почти всё время говорила на русском, чтобы он ко мне привык. Другой на первом занятии никак на меня даже не реагировал. Просто отвернулся. Пришлось завлекать его игрушками (а у меня их много). Я показывала ему свои машинки, а он мне — свои.
На первом уроке важнее не напугать детей английским. Вы для них — новый человек, они могут сильно застесняться или даже игнорировать вас. Будьте готовыми к тому, что на первых занятиях вам нужно будет много креативить и импровизировать. Заранее подготовьте материалы/игры/активности, которые помогут заинтересовать ребенка и завладеть его вниманием. Заранее соберите у родителей информацию об увлечениях ребенка — это поможет вам разговорить его. И не расстраивайтесь, если позаниматься английским по плану не получится.
Метод TPR и много эмоций
Если говорить о том, как учителю работать с детьми онлайн, то важно помнить о том, что нужно постоянно улыбаться. Как бы банально это ни звучало. Улыбка — это то, на что они всегда реагируют и от чего зависит их настрой. Важно использовать открытые жесты и активную мимику. Базовая методика для работы с детьми — это Total Physical Response (учить новые слова и фразы с помощью жестов, выполнения команд, пантомимы и игр). В работе с ней вам нужно будет издавать много разных звуков, изображать животных, бегать, прыгать, уметь показывать много эмоций. В общем, нужно быть настоящим актером.
Сторителлинг — одно из моих любимых упражнений по методике TPR. Можно взять какую-то простую книжку. Например, мне очень нравится «We’re going on a bear hunt». Параллельно с чтением мы выполняем действия — показываем большой или маленький, изображаем медведя, его шаги, ветер и шелест травы. С ней можно придумать много разных движений и звуков, за которыми детям очень нравится повторять.
Дети отвлекаются и скучают: как работать с дисциплиной
Дети могут держать внимание на чём-то максимум 10 минут, дальше им становится тяжело и скучно. Они могут отвлекаться, показывать своё плохое настроение и вредничать. Поэтому мы постоянно меняем виды деятельности или я использую упражнения, чтобы отвлечься — мы начинаем танцевать или петь песенки.
Элементы игры очень хорошо поддерживают дисциплину, особенно если вы работаете с группами. Например, у меня есть игрушка «Осьминожка-настроение». Обычно он улыбается, но когда дети начинают отвлекаются и урок срывается, то я его выворачиваю и он становится грустным. Дети видят этот знак и понимают, что нужно успокоиться. Ещё один мой беспроигрышный вариант — ввести баллы ученикам за их активность и призы, на которые можно потом обменять эти баллы.
Все дети работают по-разному: кто-то медленнее, кто-то быстрее. Тут целое раздолье, чтобы быстро поговорить о Майнкрафт, пока учитель занят другими учениками. Подготовьтесь к тому, что вам нужно будет четко прописать план урока: найти дополнительные задания, продумать пары учеников для breakout rooms в классе, чтобы никто не оставался без дела.
Как учить репетитору английского учить детей онлайн
Минимум английского на уроке поможет с языковым барьером у ребенка
Мы в школе используем коммуникативную методику, то есть стараемся общаться с детьми на английском языке. Мы не переводим слова, потому что детям становится скучно. Им интереснее сопоставить слово с картинкой или действием.
У этой методики есть свои плюсы и минусы, но она полезна в том плане, что дети не боятся говорить на английском. У них нет этой цепочки «придумать на русском — перевести — проверить — сомневаться в правильности перевода». Для них это огромный стресс и пустая трата времени.
Как легко сделать свои дополнительные материалы
Например, в сервисе Canva можно бесплатно сделать свою книжку с картинками. Я делаю листы со всякими изображениями и эмодзи, которые можно распечатать и вырезать (и родители действительно распечатывают и вырезают их!). Их можно быстро подготовить к урокам, чтобы разнообразить процесс и больше радовать и удивлять учеников. Вы бы видели, как горят глаза у ребенка, когда он показывает мне новую вырезанную для урока картинку.
Почему (мега)важно постоянно быть на связи с родителями
Когда я работала в офлайн-школе, мы готовили для родителей целые письма-документы по итогам работы. Там подробно расписано: что ребенок научился делать, какие знает слова, на какие темы может говорить. Родители могут не понимать, что после темы «животные«» ребенок не знает абсолютно всех животных. К тому же не все родители знают про коммуникативную методику. Ребенок может сопоставить слово «whale» с картинкой кита, но перевести на русский не сможет. И если родитель спрашивает, как будет «кит» на английском, то ребенок сходу это не переведет.
Родители должны быть в курсе, что мы проходим и как мы это проходим, какой у ребенка уровень. Чтобы избежать ситуации, когда в конце курса родитель жалуется, что его ребенок ничему не научился. Нужно показывать результат, ведь именно за него они платят деньги.
Тема обратной связи по обучению — головная боль для многих преподавателей. Если это про вас, то читайте наш материал «Как и зачем собирать обратную связь». Там мы отвечаем на все самые популярные вопросы: как учителю собирать (и давать) обратную связь максимально эффективно.
Часть 1: Какие ошибки чаще всего совершают преподаватели, как найти…
Тичер-тренер Мария Васильева рассказывает, как преподавать английский по песням. У…