Советы для тех, кто хочет продать свой курс по максимуму…
Кейс Berliner Deutsch: от аккаунта в соцсети до онлайн-школы в Германии
Преподаватель немецкого из Санкт-Петербурга Екатерина Елфимова вместе с мужем открыла онлайн-школу немецкого языка Berliner Deutsch в 2020 году практически без каких-либо серьезных вложений. О том, как им это удалось, она рассказала в интервью ProgressMe.
– Екатерина, как вы пришли к преподаванию немецкого языка?
– Германия, немецкий язык и культура окружали меня лет с 18-ти. Я учила немецкий и сама, и с репетиторами, потом в университете по программе профессиональной переподготовки. После сдавала TestDaF на уровень С1. Изначально я работала переводчиком, потому что меня увлекали переводы. Знакомые стали спрашивать, не могу ли я за символическую плату объяснить им что-то в немецком языке. Так, у меня появилась первая ученица. Учили с нуля – алфавит, базовую грамматику. Я использовала материалы, которые у меня остались от моих собственных занятий. И где-то на 12-м уроке девушка заговорила. Произошел первый диалог, когда никуда не подглядывая, мы начали с ней говорить на немецком. В тот момент я поняла, что кайфую от преподавания, и что мне это очень нравится. Поэтому я начала потихонечку брать учеников начального уровня, чтобы оттачивать навыки преподавания.
– Где вы искали учеников?
– Вышла на Профи.ру и через пару лет у меня уже была своя база учеников. Примерно в это же время я завела блог в Инстаграме*. Мне помогал мой тогда еще будущий муж. Я снимала видео, в которых объясняла какую-то небольшую тему по лексике или по грамматике на русском и приводила примеры на немецком. Муж делал субтитры. Это был 2018 год. Тогда Инстаграм* не рассматривали как площадку для бизнеса, и большинство преподавателей работали офлайн. В соцсетях практически не было конкуренции. Тех, кто обучал немецкому языку в соцсетях, было примерно человек шесть. Мы друг друга знали и видели, кто что делает. Число подписчиков росло, и это была очень активная аудитория – они действительно хотели учиться. Я ушла с profi.ru и полностью перешла в онлайн-преодавание.
История EngFord: от аккаунта в Инстаграме* до университета с оборотом 5 миллионов в месяц
– Кто были ученики?
– Наверное, половина, если не больше, были люди, которые уже жили в Германии или собирались туда переезжать. В целом всем ученикам были нужны международные сертификаты. Так что с 2019 года я начала разбираться в особенностях экзаменов и готовить к ним учеников. Экзамены время от времени обновлялись, и я адаптировала материалы. Также преподавала общий немецкий, все уровни от А1 до С1, и продолжала вести Инстаграм*. В этот период у меня было примерно 20-25 тысяч подписчиков, порядка ста человек были в листе ожидания. Они хотели со мной заниматься, но у меня уже не было физических сил брать больше учеников.
– Как вы вышли из этой ситуации?
– Начала записывать курсы. Причем, идею подсказали сами ученики из листа ожидания. Они говорили, мол, вы так классно рассказываете в ваших видео в Инстаграме*, а можете сделать для нас какие-то уроки, мы пока ждем, будем по ним учиться. В итоге я запустила первый курс для уровня А1. Он состоял из видеоуроков, заданий на письмо и говорение, которые я сама проверяла. Курс стоил 6 тысяч рублей и гарантировал что, что после прохождения человек может пойти и сдать экзамен на А1 в Гете-институте. Люди проходили и сдавали, и вскоре посыпались отзывы. Я делилась ими в Инстаграме*, и еще больше людей подписывались на блог и оставляли заявки на уроки. Потом я записала курс для уровня А2, и на него уже начала брать кураторов.
Где искать учеников репетитору иностранных языков
– В какой момент вы решили открывать школу?
– В 2020 году я поняла, что нужно расширяться. Спрос на индивидуальные занятия был колоссальный, однако в то же время я начала от них выгорать. Решила брать учителей. Мы с мужем все продумали – потратили несколько месяцев на организацию, подготовку документов, регистрацию ИП. Мы с самого начала делали все как положено – с документами, образовательной лицензией, банком, с эквайрингом, кассой и так далее. И в мае 2020 года открыли онлайн-школу. Фактически стартовали без каких-либо серьезных вложений. Затраты, конечно, были, но не настолько значительными, чтобы тратить наши накопления или брать кредиты. А в рекламу вкладываться не пришлось – благодаря Инстаграму* у нас была очередь из учеников и мы направляли их к первым шести преподавателям, которых наняли.
– То есть, основной поток клиентов был с Инстаграма*?
– Изначально да. Но уже в конце 20-го года мы запустили полноценный сайт berlinerdeutsch.ru, и я стала писать seo-статьи. Я переживала, что если Инстаграм* схлопнется, то мы всех потеряем. Сейчас еженедельно пишу минимум 2-3 образовательных статьи для разных уровней. Плюс мы постоянно рассказываем про экзамены, тонкости в изучении немецкого языка, создаем бесплатные чек-листы, грамматические подборки и курсы. Так что сейчас основной поток идет за счет seo-трафика и Яндекс.директа. Рекламу в Инстаграме* и Фейсбуке мы делаем нечасто. Также у нас есть рассылка, на которую подписаны 7,5 тысяч человек. Оттуда тоже поступают заявки.
– Как вам дался переход в статус онлайн-школы?
– В первые годы у нас была колоссальная нагрузка. Мы с мужем супердотошные, и прежде чем кого-то нанимать, пропустили все через себя – поработали менеджерами, продажниками, прописали все скрипты, проверили, как и что работает, и только потом начали нанимать людей и обучать. Взяли одного сотрудника, обучили его, отправили в свободное плавание и только потом приступали к обучению другого. То есть это реально была работа без выходных. В первые месяцы доход тогда был довольно средний. Нам хватало на жизнь, на аренду жилья и еду. Не такой “успешный успех” прямо на старте, как некоторые описывают.
– Сколько человек сейчас у вас работает в команде?
– У нас 27 преподавателей. Я занимаюсь наймом и обучением учителей, методистов, консультирую менеджеров по продажам и администраторов по вопросам, связанным с преподаванием, а также создаю курсы и пишу статьи для сайта. Муж руководит менеджерами по продажам и администраторами, отвечает за техническую сторону проекта, бухгалтерию и документооборот. У нас два менеджера по продажам и два администратора. SEO-специалист прописывает нам ТЗ для сайта, а программист помогает с различными интеграциями, в том числе с ProgressMe. Вот такая у нас получается команда.
– А как вы перешли на ProgressMe?
– Изначально я сама преподавала в Skype, потом Zoom и эти же системы мы использовали в школе. На ProgressMe мы сначала перенесли свои марафоны с GetCourse, и перевели на нее тех, кто уже приобрел курсы. Потом решили и уроки проводить в ProgressMe. Я сама учила английский с преподавателем на ProgressMe, смотрела и мне нравилось, как классно все там устроено – все в одном месте. Изначально многие преподаватели не хотели ничего менять, говорили: “и так все работает”. Некоторые боялись, что ученики старше 30 лет не смогут освоиться на платформе. Но этот миф быстро развеялся после одного случая, который мы сегодня используем как показательный при обучении преподавателей.
Как создавать марафоны и курсы на ProgressMe
– Что за случай?
– Одна из наших преподавателей не хотела переходить на платформу, потому что боялась, что ее 67-летняя ученица попросту психанет и прекратит заниматься. Мы настояли, чтобы она перешла на платформу, и учитель провела с ней первый урок. Так эта студентка быстрее других учеников кликала на все кнопки, а в конце занятия сказала: “Ольга, как же хорошо, что мы с вами больше ничего не пишем в тетради! А тут все в одном месте, ничего записывать в тетрадку не нужно”. Этот случай доказывает, что платформа подходит для работы с учениками любых возрастов. У нас не было ни одной ситуации, чтобы ученики, попробовав платформу, отказались заниматься. Новым преподавателям мы сразу говорим, что работаем на ProgressMe. Платформа подогревает интерес, удерживает мотивацию.
– Что отличает вас от других школ немецкого языка?
– Есть три суперважных аспекта, которые выделяют нас среди других школ. Первый – это то, что все наши преподаватели имеют профильное образование: филология, лингвистика, переводоведение, педагогика, основной язык немецкий. Мы не берем студентов или людей без профильного образования. Второе – мы все делаем официально. Мы школа с образовательной лицензией. Заключаем договоры и с учениками, и с преподавателями. То есть это не какая-то подпольная деятельность. Наши ученики получают налоговые вычеты, оплачивают обучение материнским капиталом. Мы выдаем официальные сертификаты.
И наконец, третье, самое важное отличие – наша миссия. В свое время я сама “загоралась” каждым учеником, который ко мне приходил и делился своей сокровенной мечтой о переезде в Германию. Сейчас, когда я набираю новых преподавателей, я всегда смотрю, откликаются ли им эти желания учеников. Я ищу людей, которые работают не ради галочки, а ради того, чтобы помочь людям осуществить их мечты. В этом миссия нашей школы. Ведь в 99,9% случаев цель наших учеников – это либо переезд в Германию, либо адаптация к жизни там, либо получение ПМЖ, гражданства и так далее. То есть, мы помогаем людям изменить жизнь к лучшему.
Как получить образовательную лицензию: кейсы
– Не скучаете по преподаванию?
– Очень скучаю. Иногда накатывает ностальгия, так хочется увидеть эти восторженные глаза, когда человек сначала трех слов связать не может, а через несколько уроков вдруг начинает говорить без запинки. В такие моменты ученики обычно испуганно замолкают: «Ах, это я сейчас так говорил?». Такое, конечно, пробирает аж до мурашек… даже сейчас, когда я рассказываю. Но всему свое время. Сейчас у меня другие задачи – обучение преподавателей, методистов. По сути, я тоже обучаю, но делаю это немножко в другом формате.
– Что вы считаете своим финансовым успехом?
– Я могу сказать, что сейчас наш с мужем финансовый успех отражается в том, что благодаря бизнесу мы смогли переехать в Германию. Возможность полностью себя обеспечивать, и позволить себе жить за рубежом и дальше развиваться, дорогого стоит.
*Инстаграм – запрещенная в РФ социальная сеть.
Преподаватель с 15-летним стажем делится приемами и техниками. У нас…
Рассказываем о том, почему учителя отказываются от учеников. Когда только…