экран ноутбука

Как правильно составить план урока английского языка

Время чтения
6 мин.
Автор
Вика Шумакова
Опубликовано
06 февраля 2024

Учим быстро составлять план урока и делимся примерами.

Если вы не знаете, как планировать уроки, или вашим занятиям не хватает структуры, эта статья поможет разобраться. Расскажем о цели, структуре занятия и приведем примеры.

Как поставить цель урока

Начинаем с формулирования цели урока. Исходим не из темы, а из того, чему мы хотим научить и какие навыки развить. То есть не пройти going to, а научиться говорить о планах. Для этого понадобятся соответствующие грамматические конструкции (I’m going to, Present Continuous) и лексика. Исходя из этого подбираем материалы и укладываем их в структуру урока.

Например, цель урока Relocation на платформе ProgressMe – научить студентов В1 говорить о переезде в другую страну. Для этого изучаются глаголы can, could, be able to и объясняется разница между окончаниями -ed и -ing у прилагательных.

И дается список целевой лексики:

Обычно структура языкового урока включает 4 этапа:

  • Приветствие (Quick revision) 2-3 минуты 
  • Разминка (Warm-up или Lead-in) – 5-7 минут 
  • Основная часть – 30-40 минут 
  • Заминка (Wrap-up, Cool-Down) – 3-4 минуты

Поговорим о каждой из них.

Приветствие

В этой части вы приветствуете ученика, спрашиваете, как у него дела, побуждаете его поделиться новостями. То есть устанаваливете контакт и инициируете дополнительную разговорную практику. Коротко повторяете тему предыдущего урока (revision) в виде вопросов, игры, описания изображений или других форматов.

Разминка

Она помогает ученикам забыть о посторонних делах и сфокусироваться на уроке.

Разминка бывает связана (Lead-in) или не связана с темой урока (Warm up). Например, если тема урока планы на будущее, проведите активности о путешествиях, карьере или обучении. Ориентируйтесь на интересы ученика. Спросите о предстоящих поездках. Можно показать 3-5 изображений стран и задать вопрос, в какой из них они бы хотели побывать. Lead-in также активирует имеющиеся знания учеников и помогает им лучше и быстрее усваивать дальнейший материал. Формат разминки ограничен только вашей фантазией: короткое видео, текст, квиз, игры.

Учитывайте характер ученика – если он разговорчивый и ему всегда есть что сказать, можно ограничиться вопросами. Если ему сложно сформулировать мысли или он не знает, о чем говорить, подготовьте подсказки. Это могут быть идеи, слова, выражения или готовые конструкции, которые нужно продолжить.

Завершаем разминку переходом к теме урока. Ее представляем в виде того, о чем будем говорить и чему научимся. ‘Today we’ll talk about travelling and learn how to use the structure to be going to and Present Continuous for the future’.

Вот как реализована разминка в уроке Relocation.

Урок Barbie начинается с квиза, а в рождественском уроке словарный запас активируется с помощью изображений.

5 идей для необычной разминки

Основная часть урока

На этом этапе вводим новый материал, отрабатываем навыки с помощью контента и заданий.

Типы, форматы и объемы материалов выбираем в зависимости от уровня студентов, их потребностей и особенностей. Кто-то сразу все понимает и активно включается, кому-то нужно время и больше объяснений, времени. Например, если студент плохо воспринимает на слух, включите хотя бы одно задание на аудирование.

К грамматике лучше всего переходить плавно от темы урока. Скажем, после lead-in на тему путешествий дайте небольшой отрывок текста, где люди делятся планами. Далее разберите несколько предложений с going to и Present Continuous, выведите правило и объясните, когда их использовать. Далее идут упражнения на отработку этих конструкций.

Их дают по принципу от простого к сложному: заполнение пропусков готовыми формами, создание форм самостоятельно, применение конструкций с готовыми шаблонами, применение конструкций в разговоре по изображениям или вопросам.

План урока: принципы создания основной части

При создании основной части урока стоит придерживаться следующих принципов:

  • 1 урок – одна тема, в рамках которой вводим грамматику, лексику, отрабатываем другие навыки. Если начали говорить о путешествиях, внезапный переход на обсуждение гаджетов для фитнеса собьет студентов с толку.
  • Не давать слишком много заданий или контента, чтобы не перегружать информацией и акцентировать то, что нужно. В данном случае качество лучше количества. К тому же если ученик весь урок будет читать и делать задания, у вас не останется времени на разговорную практику. А у него возникнет вопрос о том, не мог ли он все это сделать и без вас.
  • До 80% времени урока должен должен говорить ученик, а не вы. Хорошая практика чередовать задания и активности с вопросами, в которых используются слова, конструкции из данного упражнения. Пара вопросов после 1–2 заданий и у вас получится выстроить баланс разговорной и письменной практики.
  • Чередовать активности, чтобы ученики не заскучали, особенно если это дети.
  • Задания должны располагаться в логичном порядке – активировали слова–смотрим текст или слушаем аудио, в котором они есть, объяснили правило или дали новую лексику – отрабатываем понимание и использование на упражнениях, построенных по принципу от простого к сложному.
  • При составлении плана урока хорошо запастись дополнительными активностями. Если студентам станет скучно или останется время в конце урока, у вас будет чем заняться и вы не будете тратить время на поиск во время урока. И наоборот, если какие-то задания займут больше времени, чем вы планировали, заранее подумайте, какие части урока можно исключить без потери качества и логики или дать в качестве домашнего задания.
  • Подбирая задания, применяйте основные методы обучения языку TTT (Test-Teach-Test), PPP (Presentation-Practice-Production). Для себя эту часть можно условно разбить на стадии:
    — Instruct and Model
    — Guided Practice
    — Independent practice
    — Assessment 
    Пример урока, построенного по такому принципу.

Вот как реализована основная часть в уроке Relocation.

Частые ошибки при планировании уроков. Советы методиста ProgressMe.

Заминка (Cool-Down, Wrap-up)

Заключительная часть урока позволяет ученикам “выдохнуть” и расслабиться, порефлексировать о пройденном материале.

На этой стадии важно похвалить студента за работу, дать фидбэк и спросить, что запомнилось, и в каких ситуациях он будет применять эти слова или грамматические конструкции.

Самый простой формат – вопросы. Можно придумать что-то поинтереснее – квиз, игра.
Для преподавателя это еще и повод увидеть, насколько хорошо усвоен материал и получить обратную связь по уроку.

Вот как реализована заминка в уроке Relocation.

Сохранить урок

Доступ к большинству готовых уроков от методистов пользователи платформы ProgressMe получают бесплатно при подключении. В нашей коллекции более 1300 уроков на самые разные темы и уровни. Поиск позволяет легко найти нужную вам тематику. Можно использовать готовые решения или персонализировать их под ваших учеников (добавлять, убирать, комбинировать материалы), а также создавать свои уроки. Попробуйте платформу сегодня.

Если хочется еще больше окунуться в тему создания уроков, послушайте этот эпизод подкаста ProgressMe. В нем наши методисты Анастасия Лагуткина и Олеся Теплинская рассказали об основных ошибках в планировании и создании уроков и о том, как их избежать.

поделиться статьей
Читайте ещё

Подготовка к IELTS – перспективное направление для репетиторов английского. Говорим…

Международные экзамены по английскому делятся на несколько видов. В этом…

Если вы никогда не учили английский или «немножко в школе»…

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.