фото эксперта

Кто такие методисты и что они делают: разбираемся в профессии

Время чтения
8 мин.
Рубрика
Автор
Вика Шумакова
Опубликовано
09 января 2025

Говорим с главным методистом ProgressMe Анастасией Лагуткиной.

В начале своей карьеры Анастасия совершенно не видела себя в роли методиста, а когда коллеги указывали на ее методическую хватку, всячески отнекивалась, подчеркивая, что она практик и «должна заходить в класс». Перелом произошел, когда ее перестали устраивать учебники, и она начала думать, как перестроить материалы так, чтобы «все работало». Со временем научилась собирать из учебников нужные ей уроки и программы и ей захотелось создавать свои. Анастасия погрузилась в методику, потом в педдизайн и так постепенно стала преподавателем-методистом.


Поговорили с ней об особенностях методической работы и ее отличии от преподавания. Интервью будет полезно методистам, преподавателям и тем, кто только задумывается об этих профессиях.

– Настя, давай начнем главного: кто такой методист и чем его работа отличается от преподавателя английского?

– Методист разрабатывает программы, учебные материалы, стратегии обучения по своему предмету под конкретную группу или ученика. Преподаватель — это практик, который по этим разработкам работает. Если упростить, то первый создает и анализирует, второй реализует на практике.

– Что делает методист, скажем, в языковой школе?

– Если говорить про иностранные языки, конкретно про английский, то в первую очередь, мы разрабатываем курсы по различным направлениям: от общего до английского для специальных целей. Под курсом я имею в виду сетку, в которую входит определенный набор элементов: количество часов, план урока, учебники, материалы и так далее. Также мы пишем и сами материалы, например, планы уроков как на основе различных пособий, так и свои собственные. Например, в общеобразовательной школе методисты составляют учебные программы и уроки на основе учебников, которые аккредитованы Министерством образования. 

Еще методисты проводят тренинги для преподавателей и обсервации уроков – смотрят на работу учителей и программы – что получилось, а что нужно улучшить. Далее вносят изменения.

– Почему преподаватели становятся методистами?

– Для них это один из вариантов профессионального развития. Многие не хотят расти в вертикаль – становиться директором школы или открывать свою. Им хочется глубже понимать образовательные процессы и влиять на них. Так они приходят к методике.

– Если ты преподаватель, как понять, что методика – это твое? Что должно произойти?

– Похожий вопрос нам с коллегой недавно задали студенты, которые проходили практику в ProgressMe. Он звучал так: «Как вы поняли, что вы методист?» Мы не сразу нашлись что ответить, но после размышлений и обсуждений пришли к выводу, что мы как методисты прежде чем что-то разрабатывать, почти всегда задаемся вопросом: «А зачем?» Это своего рода индикатор, определяющий суть профессии – мы делаем что-то с конечным результатом в голове. Так вот, если преподавателя периодически волнует этот вопрос, например: «Зачем я взял это упражнение?» или «Почему такая последовательность заданий на уроке?», то это признак как минимум интереса к методике. А если таких вопросов не возникает, то может ты практик, и в этом нет ничего плохого.

– А бывает, что преподаватели уходят в методику, потому что устают от общения с учениками?

– Я часто слышу от коллег «устала», «выгорела», «хочу сократить контактные часы», и некоторых это наводит на мысль о переходе на методическую работу. Но тут две проблемы. 

Первая – ложная мотивация. На самом деле этому уставшему учителю нужна не методика, а качественный отдых. И потом усталость от уроков вовсе не означает интерес к методической работе. 

Вторая проблема в том, что методическая работа не всегда ведет к сокращению контактных часов. Это миф. Методисты как и преподаватели работают с людьми – учителями, командами и заказчиками. Меньше общения точно не будет. Поэтому уходить в методисты просто потому, что устали от преподавания, – так себе идея.

– С преподавателями понятно, а можно ли стать методистом без преподавательского опыта?

– Конечно, можно. Преподавательский опыт – это большой плюс для методиста, но он вовсе не обязателен. Например, моя знакомая, методист и педдизайнер, разрабатывает программы обучения английскому для корпоративного сектора, в том числе для международных проектов. При этом она никогда не преподавала английский, но это не мешает ей быть востребованным методистом.

– Насколько сегодня востребованы методисты? Кажется, что дешевле нанять учителя, который будет и программу писать, и преподавать?

– Возможно такой подход преобладает в небольших региональных школах и центрах, но это часто заканчивается перегрузкой и выгоранием. В крупных образовательных компаниях, как правило, есть и методисты, и академический директор, которые отвечают за качество обучающих программ. И потом сейчас много методистов-фрилансеров, и разброс стоимости их услуг весьма широк. Вполне реально найти хороших специалистов по приемлемой цене. К тому же необязательно нанимать методиста на полную ставку, можно заказать разработку программы, курса как отдельной услуги и получить качественную программу, по которой будут работать преподаватели.

– То есть методисты, как и преподаватели, могут развивать личный бренд и работать с несколькими заказчиками?

– Конечно. Если преподаватели оценивают свои услуги по часовой ставке, то методисты могут брать за объем выполненных работ: анализ целевой аудитории, разработку и написание программы, создание плана урока и так далее.

– А какие карьерные перспективы у методиста?

– В школах методисты могут дорасти до завуча и академического директора, в компаниях – руководить отделом методистов. Работающие с английским языком могут получить кембриджский диплом DELTA (3 модуля), который за рубежом приравнивается к магистратуре. С ним даже за границей можно претендовать на должность методиста или академического директора, а не начинать с позиции учителя.

Международные сертификаты для преподавателей: Читать

– Где учиться на методиста?

– Начать можно с книги Сони Смысловой «Проектирование образовательного опыта». В ней есть ссылки на другие источники по теме. Далее можно самостоятельно в своем темпе добирать недостающие знания на различных точечных курсах или пойти учиться в вуз, если нужен диплом гособразца или готовая программа. Какой бы путь вы ни выбрали, важно всегда включать критическое мышление и задавать тот самый главный вопрос методиста: «А зачем?» То есть, анализировать: что эта программа мне даст, какие навыки я получу, какие блоки полезные, какие нет и так далее.

Помимо теории я бы порекомендовала практику – собирайте кейсы. Начните с малого: написали удачную программу для ученика — оформите ее в портфолио. Далее напишите урок или программу для ученика коллеги. Вот вам уже и два кейса. С портфолио гораздо проще будет искать работу или заказчиков. Ведь сегодня многие работодатели смотрят на результат, а для методиста это написанные и реализованные разработки.

Программы подготовки методистов в российских вузах:
ВШЭ: Преподаватель-методист 
МГЛУ: методика преподавания иностранного языка
МГУ: Теория и методика преподавания иностранных языков 
МПГУ: Педагогический дизайн

– Нужно ли методисту знать какие-то специальные программы или инструменты?

– Методисты должны уметь как минимум работать с теми же онлайн-инструментами, что и преподаватели, и даже больше. Онлайн-доски и LMS-системы – это база базовая. Часто требуются навыки работы в программах для оформления материалов: Figma, Canva или их аналогах. Может так сложиться, что у школы, которая вас наймет, не будет специалиста, который будет оформлять ваши материалы. То же самое с программами для обработки видео. Сегодня работодатели ожидают, что методист многие вещи делает автономно.

8 инструментов ProgressMe, облегчающих работу учителей. Читать

– Где еще методистам искать вакансии помимо сайтов по поиску работы?

– В учительских сообществах и пабликах в соцсетях. Кстати, в последнее время стала замечать в постах запросы от учителей на методистов. Наконец-то это входит в тренд, преподаватели перестали стесняться просить помощи у методистов.

– Какими качествами должен обладать человек, чтобы работать методистом?

– За годы работы и наблюдения за коллегами я для себя вывела некий список профессиональных качеств, присущих классным методистам. 

Во-первых, это внимание к деталям и аналитический склад ума, потому что нужно будет много анализировать причем не только тексты, но и цифры.

Во-вторых, умение работать в команде. Недавно мы выпустили учебник для подготовки к ЕГЭ совместно с экспертом по этому экзамену. Так вот она сказала, что если бы писала этот учебник одна, то к концу работы критерии и задания уже «раз сто бы поменялись», а командой мы уложились в реальные сроки.

В-третьих, любовь к постоянному развитию, самообразованию и стремление влиять на процесс, быть не просто участником. 

В-четвертых, организаторские способности, потому что придется организовывать свое время, а в перспективе и работу команды. Наконец, в-пятых, умение давать и принимать конструктивную обратную связь.

Если есть хотя бы часть этих качеств или желание их развивать, то вам будет гораздо легче в профессии.

Еще больше советов и мастер-классов по профессиональному развитию мы даем в нашей Академии ProgressMe. Присоединяйтесь к нашему сообществу в Telegram и/или подписывайтесь на рассылку, чтобы не упустить интересные вам тренинги и события.

поделиться статьей
Читайте ещё

Условно сотрудников, необходимых для функционирования онлайн-школы, можно сгруппировать в четыре…

Британский и американский английский – самые распространенные разновидности языка Шекспира….

Рассказываем, как составлять договор с учениками и даем готовый шаблон….

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.