Вовлеченность учеников в онлайне падает: что такое интерфейс и как он поможет решить эту проблему

Время чтения
7 мин.
Автор
Ксения Дудкина
Опубликовано
31 октября 2022

Что такое интерфейс, почему он важен для обучения и как распознать хороший — разбираемся вместе с Александром Литвиненко, дизайнером интерфейса на ProgressMe.

Уроки онлайн — это удобно, но вскоре можно заметить, как ученику тяжело сохранять внимание или оставаться заинтересованным в процессе. И это не вина учителя: он может быть самым талантливым в мире, но ему не будет хватать вовлекающих элементов для обучения. Просто люди привыкли, что сервисы, которые они используют, могут дать им всё в одном месте и в интерактивном формате. 

Получается, нужно просто найти место, где собраны все инструменты для преподавания? Нет. Нужно искать такое место, где собраны все инструменты и создан хороший интерфейс, который делает эти инструменты интерактивными. 

Что важно знать новичкам об интерфейсе

Представьте, что вы решили найти себе новое хобби и остановились на музыке. Хотите выбрать себе инструмент в самом популярном интернет-магазине и заходите к ним на сайт. Но в нём очень неудобно ориентироваться: не можете найти кнопку меню, на сайте нет каталогов с музыкальными инструментами и нельзя сделать заказ прямо там. Ко всему прочему сайт кислотно-зелёного цвета, из-за которого жутко устают глаза. Что вы будете делать? Скорее всего, найдёте другой магазин или другое хобби. 

Когда вам неудобно или неприятно «путешествовать» по сайту или в приложении, вы попали на плохой дизайн интерфейса. Интерфейс — это внешний вид приложения или устройства, который определяет, как пользователь взаимодействует с приложением или веб-сайтом и как информация отображается на экране. 

Обычно мы сталкиваемся с хорошим интерфейсом и не задумываемся о том, что делает его таким. Просто продолжаем возвращаться в приложение или на сайт, потому что нам удобно, понятно и красиво. Но что самое главное — он помогает решать наши задачи. 

Люди на нашей платформе решают свои задачи: провести или получить урок. Они могут смириться с тем, что что-то некрасиво, но не с тем, что они не получают результат. За это по большей части и отвечает интерфейс. 

Хороший интерфейс — это как стекло в окне. Стекло выполняет свою функцию: защищает от ветра, снега, пыли, но вы его не видите. Так же и с интерфейсом: пользователь ни на секунду не должен задумываться, что он сейчас им пользуется. 

Александр Литвиненко

Как интерфейс касается учеников и учителей

Несколько открытых файлов, трансляция экрана, видеосвязь и распечатанные материалы — это тоже можно назвать «интерфейсом» преподавателя, который работает онлайн. В таком режиме можно работать, но уровень вовлеченности ученика начинает падать. Ему приходится волноваться не только из-за учебы, но и из-за десяти вкладок, открытых на компьютере. 

Учитель и ученик не должны волноваться насчёт инструментария. Для них главное — сосредоточиться на качестве урока. Но просто собрать все нужные инструменты в одном месте будет недостаточно – особенно для образования. Нужно, чтобы они работали на улучшение результатов и качество обучения. 

Здесь и вступает в игру интерфейс. Дизайнеры проектируют его таким образом, чтобы поддерживать и улучшать когнитивные и эмоциональные процессы, связанные с обучением. И часто ключ к этому — интерактивность.

Интерактивность — это возможность платформы активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Образовательные игры, встроенный перевод слов, перенос слов в пропуски, запись голоса или заметок, напоминания, видео с готовыми заданиями по нему — все это про интерактивное обучение. И это понравится как детям и подросткам, так и взрослым.

Мы стараемся делать процесс обучения интересным и подбадривающим. Без интерактивности сейчас никуда. У нас есть режим тренировки слов, и он выглядит как мини-игра. Мы думаем в сторону того, чтобы ученик был персонажем и постоянно прокачивал свой уровень, поэтому скоро появится статистика, чтобы отслеживать прогресс. 

Фишка платформы — создать ощущение, что учитель и ученик сидят не на разных концах земного шара, а будто бы за одним столом.  У нас на платформе все материалы интерактивные. Учитель и ученик видят действия друг друга.

Александр Литвиненко

С компьютером на «вы» или на «ты»? Как объединить два поколения под одним интерфейсом

С одной стороны, есть люди, которые используют компьютеры изредка и только тогда, когда это необходимо. Такому типу пользователей нужно, чтобы они могли найти или сделать что-то за пару кликов мышки.

С другой стороны, у нас есть целое новое поколение, которое выросло на технологиях. У них более изощренные вкусы, и они могут сразу заметить устаревший интерфейс. 

Многие системы хотят «удивить» пользователей всеми интересными вещами, которые они могут сделать через интерфейс. Проблема в том, что в 90% случаев аудитория даже не использует больше половины этих функций. Пользователи хотят быстрее закончить тренировку и продолжить свой день. И в конечном итоге, все лишние навороты только препятствуют обучению.

Как сделать интерфейс, который подходит для пользователей компьютеров всех уровней и в то же время оставляет положительный опыт обучения? Ответ прост: «меньше — больше».

Никому не нравится интерфейс, который перегружен текстом или информацией. Изображения и текст на самом деле служат инструментом навигации и помогают сфокусироваться на том, что имеет значение.

Понимая нашу аудиторию, мы стараемся делать очень понятный интерфейс, чтобы все функции были как на ладони. Лучше мы будем очевидными, чем непонятными, и в результате нашими функциями не будут пользоваться. Но всегда соблюдаем грань: чтобы было нескучно. 

Наша аудитория совсем разная: в противовес молодым преподавателям идут те, кто только осваивает онлайн. Молодым ученикам — взрослые ученики, не привыкшие к цифровой среде. 

Интерфейс для разных пользователей отличается: преподавателям сложнее, у них больше функций. Это как кабина самолета и машины. Все, что нужно ученику, — заходить в класс и работать с упражнениями. Для учителя — отправить домашнюю работу, создать курс, организовать класс и т.д. Поэтому у нас на платформе есть интерактивные курсы по темам. Учитель может использовать готовый или же создать свой, используя более 30 вариантов шаблонов для упражнений.

Александр Литвиненко

Как понять, что интерфейс хороший и подходит для обучения?

У любого интерфейса есть шаблон, на основе которого всё строится. В  него входят: меню — слева или сверху, контент — по центру. Это то, что вы обычно встретите везде.

На сервисе не должно быть лишних шагов. Если вы совершили уже 10 действий, но одну простую задачу так и не выполнили, скорее всего, проблема в интерфейсе. Вы должны пользоваться сервисом так, будто плывете по течению. Например, вам не нужно искать чат по всему сайту, а он всплывает сам собой. 

Всегда смотрите и на визуальную составляющую. Намного приятнее пользоваться интерфейсом, где все визуально правильно: шрифты, картинки, цвета. Чтобы не было лишних отступов, картинка не противоречила тексту, а акценты были расставлены неправильно. 

На ProgressMe есть подсказки, обучающие видео для пользователей, чтобы преподаватели пользовались возможностями платформы на максимум и не терялись в новых функциях. Но самое главное — смотрите, чтобы у сервиса работала обратная связь.

Мы близко общаемся с нашими пользователями. Они — наша главная база знаний. Мы внимательно относимся к тому, что они нам предлагают: новый инструмент, решение проблемы или, наоборот, критику какой-нибудь функции. 

Если пользователи начинают массово жаловаться, мы анализируем, что пошло не так. Иногда вопрос в онбординге (обучении новой функции). Мы стараемся делать подсказки, обучающие ролики, инструкции, чтобы пользователи не потерялись в обновлениях. Было и такое, что мы убирали функции из-за пользователей. 

Да, мы тратим много времени, но мы стараемся держать планку качества и каждый раз поднимать её. 

Александр Литвиненко

Убедитесь сами, насколько комфортно пользоваться платформой и интерфейсом ProgressMe — регистрируйтесь и тестируйте её бесплатно.

поделиться статьей
Читайте ещё

Интервальное повторение – один из самых эффективных способов запоминания. Говорим…

Что такое микрообучение и чем оно полезно Микрообучение – это…

Отношения с учеником — фактор, который остается неизменным, как бы…

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.