Онлайн-школа DiveLang начиналась как офлайн-бизнес. О переходе в онлайн, спросе…
Как использовать иммерсивный метод в обучении языкам
Говорим о том, как внедрить иммерсивное обучение в языковые уроки. Преимущества, недостатки, опыт преподавателей.
Что такое иммерсивное обучение
Разница между традиционным и иммерсивным обучением примерно как между уроком истории по учебнику и увлекательной экскурсией в историческом месте. Во втором случае вы физически и эмоционально погружаетесь в другую эпоху, и отчетливо помните рассказанное даже спустя какое-то время.
Похожий результат достигается при иммерсивном обучении. Главное условие – создание искусственной среды, которая погружает учащихся в предмет и практически не оставляет места для отвлекающих факторов.
Среда или реальность может быть физической и виртуальной. Первая больше похожа на иммерсивный театр, зрители которого участвуют в спектакле, вторая – на компьютерную игру в VR-шлеме.
Иммерсивный метод дает высокую вовлеченность и большую результативность. Мы запоминаем лучше то, что видим и можем потрогать. Вот лишь некоторые исследования, подтверждающие эту нашу особенность:
- В университете Айовы провели эксперимент с участием 100 студентов. Им предлагалось послушать звуки, аудиозаписи, увидеть и потрогать вещи. Участники эксперимента лучше запомнили предметы, которые видели и трогали, чем те, которые слышали.
- В ходе исследования в Монтерейском технологическом институте (Мехико), выявили, что обучение медиков с применением VR-технологий эффективнее традиционного. К тем же выводам пришли еще шесть групп ученых.
- Исследователи Мэрилендского университета пришли к выводу, что мозг лучше запоминает информацию, полученную во время VR-обучения, чем с экрана компьютера.
Иммерсивное или виртуальное обучение?
Главный элемент иммерсивного обучения – погружение аудитории в искусственную среду, которую можно смоделировать в физическом мире.
Иммерсивность – погружение в искусственный контекст эмоционально, интеллектуально и сенсорно – может достигаться и без современных технологий. Выдающиеся лекторы полностью поглощают внимание аудитории не только за счет аудиовизуальных средств, но и за счет увлекательного рассказа.
Анна Бабина, автор телеграм-канала Digital Tools for Creative Education, методист и корпоративный тренер Center Game.
Игровые методы могут вовлечь и детей, и взрослых. Главное, чтобы занятие, урок или тренинг был построен так, чтобы человек мог и хотел находиться в созданной нами реальности, «выключаясь» из того, что его окружает.
В качестве примеров такого погружения она называет игры, театр и различные виды перформанса.
«В зависимости от характеристик обучаемых это могут быть и ролевые игры, и азартные настолки, и сложные стратегические игры. Главное, чтобы мы использовали правильно игровые механики, за счет которых обучаемый погружается в игровую реальность, и получается иммерсия – вовлечение», – говорит Анна.
«Многие учителя иностранных языков делают театральные постановки. Если вы обучите своих подопечных импровизационным формам, вы сможете вовлечь их более эффективно», – продолжает она и в качестве примера приводит план простейшего иммерсивного урока:
Как создавать интерактивные квесты
Иммерсивное обучение с применением технологий
Иммерсивное обучение с помощью технологий организуют с помощью дополнительного программного обеспечения и оборудования:
Дополненная реальность (Augmented Reality, AR)
Вносит в реальный мир цифровые элементы: тексты, изображения, 3D-объекты и анимацию. Для ее применения достаточно мобильного телефона или планшета с AR-приложениями.
AR-приложение компании «Увлекательная реальность».
Виртуальная реальность (Virtual reality, VR)
Создает ощущение физического присутствия в искусственной реальности с помощью изображений, звуков, тактильных ощущений. Для погружения в виртуальную реальность используют VR-шлемы, 3D-дисплеи, VR-мониторы, VR-перчатки.
Обучение врачей с использованием VR-технологий.
Смешанная реальность (MR, Mixed reality)
Технология, при которой физические и виртуальные объекты сосуществуют и взаимодействуют в реальном времени. Технологии позволяют размещать цифровые объекты в реальности и присутствовать в реальных пространствах в виде голограммы. Для работы в смешанной реальности используют голографические и иммерсивные дисплеи.
AR-технологии в обучении языкам
Технологии дополненной реальности в изучении языков представлены AR-приложениями. Они визуализируют слова и позволяют практиковать разговорные навыки с виртуальными собеседниками.
Приложение Google Translate также является примером использования AR-технологий в изучении языков. При наведении на физический объект программа переводит слова на нужном языке. Можно настроить перевод с родного на изучаемый и использовать приложение во время прогулок.
3D-модели можно внедрять в урок с помощью Google Search. А еще добавлять их на встречи в Zoom с помощью функции Green Screen.
Иммерсивные проекции и комнаты погружают аудиторию в нереальные миры. Их создают с помощью проекторов и программного обеспечения:
Российские компании производят и поставляют оборудование для иммерсивных комнат в детских садах, библиотеках, досуговых центрах и театрах.
Для интерактивной видеопроекции шириной 4-5 метров понадобится один проектор. Программное обеспечение для них стоит от 70 тысяч рублей. Цена комплектов для иммерсивных комнат, которые требуют несколько проекторов, начинается с 500 тысяч рублей.
VR-технологии в обучении языкам
В языковом обучении VR-технологии используют для изучения лексики, грамматики, практики разговорных навыков в условиях, приближенным к реальным.
Компании, создающие платформы и программное обеспечение для обучения с помощью VR-технологий, предоставляют доступ к платформе и контенту, а иногда и необходимую гарнитуру. Чаще всего они указывают виды VR-шлемов, совместимых с их программным обеспечением.
Так, Virtual Speech предлагает приобрести шлемы Meta Quest 2, VIVE Focus 3 или Pico Neo 3 стоимостью от 300 до 1300 долларов. Месячная подписка на курс стоит 45 долларов.
Вот как выглядит разговорная практика в виртуальном пространстве:
ClassVR, MondlyVR, Engage предлагают погрузиться в разнообразные реальности.
Вот как происходит обучение на платформе MondlyVR:
Еще один вариант виртуального обучения – платформы, на которых можно присутствовать в виде разнообразных аватаров. Пример одного из таких сообществ — VRchat. Преподаватель может создать там свой “мир” и пригласить в него учеников.
Виртуальная реальность в российских реалиях
VR-решения для языковых школ предлагают и российские разработчики. Компания VR Supersonic в сотрудничестве с Дальневосточным федеральным университетом создала диалоговый VR-тренажер Varvara.
Он подходит для учеников, владеющих английским на начальном уровне. Надевая шлем студент оказывается в кафе, магазине или отеле, где общается и отрабатывает использование слов и фраз.
Школы обычно покупают 4-8 лицензий – по лицензии на VR-шлем, а шлемами может пользоваться неограниченное число учеников.
рассказал ProgressMe Виктор Демин, руководитель направления «Образование» Центра НТИ по направлению Виртуальная и дополненная реальность на базе Дальневосточного федерального университета.
По его словам, «Варвара» – это коробочное решение для общеобразовательных школ, созданное на платформе VR Supersonic. Для более сложных сценариев, кастомизации и загрузки своего контента покупают доступ к платформе. «Разработчики создают виртуальное окружение по запросу вуза или языковой школы, а обучающий контент заказчики добавляют самостоятельно», – поясняет Демин.
Есть возможность загрузки линейных диалогов, а также диалогов с различным исходом в зависимости от ответов. Озвучка происходит автоматически.
По окончании симуляции на платформе отображаются ее результаты. Учитель может их просмотреть и прослушать.
Подключение к платформе дороже покупки «Варвары». Представитель вуза отказался назвать примерную сумму, пояснив, что это зависит от конкретного запроса. В числе клиентов, которые используют платформу VR Supersonic, МГИМО и несколько языковых школ.
VR-классы в языковой школе
В школе английского языка Chicago, которая обучает бизнесменов и топ-менеджеров с помощью VR-технологий, используют зарубежное программное обеспечение.
Мы пришли к использованию VR-технологий на основе клиентского запроса – сотрудников «Газпрома».
рассказала ProgressMe основатель школы, серийная предпринимательница и автор телеграм-канала NeuroBrand. Маркетинг и Нейросети Юлия Бейкер.
До этого мы работали с ними примерно год, и хотели повысить мотивацию, придумать что-то интересное, необычное, как-то их удивить. Я нашла интересные зарубежные программы, мы закупили VR-шлемы и заключили соглашение на использование контента».
Материалы пришлось немного обработать: в программе не хватало контента для отработки грамматики и других аспектов языка.
«В итоге мы создали такой комбо-курс с онлайн-материалами на платформе ProgressMe и практикой в VR-шлемах, – объясняет Юлия. – Он подходит для разных уровней. Ученики проходят и закрепляют материал на интерактивной платформе, а разговорные навыки отрабатывают в виртуальной реальности».
Во время практики студенты проигрывают различные бизнес-сценарии: презентации для руководства, защиту инвестиционных проектов, нетворкинг.
По факту, это такая эконом-версия выезда за границу и практики с носителями.
говорит Юлия.
«Надевая VR-шлем, вы попадаете в комнату с людьми, которые также как и в реальном мире кашляют, отвлекаются на смартфоны, – рассказывает она. – Ваша задача – захватить внимание аудитории и рассказать о своем инвестиционном проекте. Есть сценарий нетворкинга, в котором вы ходите по залу выставки или мероприятия, общаетесь, даете свою визитку, рассказываете о своей компании, наращиваете контакты с потенциальными партнерами».
Встроенный в программу искусственный интеллект считывает различные параметры: скорость речи, вовлеченность аудитории, использование словарного запаса и выдает аналитику. Преподаватели Chicago ее изучают и дают рекомендации ученикам: на что обратить внимание.
По словам Юлии, и преподаватели, и ученики в восторге от VR-уроков:
Ученики стали чувствовать себя более уверенно в общении на английском языке. VR-уроки помогли им окунуться и проиграть рабочие ситуации в обстановке приближенной к реальной.
рассказывает она.
Меньше чем за год они прошли уровень, но самое главное, что после обучения они заключили контракты с зарубежными партнерами без помощи переводчиков. То есть мы получили такой вот прекрасный результат.
Несмотря на успешный опыт применения VR-технологий, Юлия не советует школам их приобретать без клиентского запроса. «Для начала нужен клиент, которому это интересно. Затем надо просчитать экономику. И потом, когда уже есть контракт, и школа понимает, что затраты окупятся, можно покупать такое решение», – объясняет она.
По словам Юлии, ее школа платит 1000 долларов за годовое обслуживание VR-систем.
Мы заключили контракт давно, и сейчас подобный софт стоит дороже.
Помимо высоких расходов на внедрение к недостаткам VR-обучения Юлия относит отсутствие большого выбора программ под запросы и ограничения по использованию VR-шлемов – у некоторых людей они вызывают головокружение.
Кроме того, она убеждена, что VR-уроки должны дополнять, а не заменять другие форматы обучения.
Приобретая такой софт, вы предлагаете клиентам сэкономить на поездках за рубеж и попрактиковаться в обстановке, приближенной к реальной. Это может быть востребовано на рынке, особенно в нынешних условиях. Но нужно учитывать минусы и не использовать VR-уроки в качестве единственной альтернативы. Лучший вариант – комбинация интересных релевантных уроков и VR-практики.
резюмирует предпринимательница.
Марафоны и курсы – популярные форматы группового онлайн-обучения с рядом…
Преподаватель немецкого из Санкт-Петербурга Екатерина Елфимова вместе с мужем открыла…