Эксперты по подготовке к IELTS делятся опытом. У нас в…
5 must-have сертификатов для профессионального роста преподавателей английского
Интервью с Академическим директором школы ВКС и экспертом международной программы Cambridge CELTA Ириной Грековой.
Академический директор ВКС Ирина Грекова преподает английский как иностранный более 30 лет. Помимо красного диплома Московского педагогического государственного университета, у нее магистерская степень TESOL Вуллонгонгского университета (Австралия), а также кембриджские сертификаты CELTA и DELTA.
С 2004 года Ирина работает в качестве тренера CELTA в России и зарубежом, и вдобавок к этому является одним из двух российских CELTA-асессоров Кембриджа (Cambridge CELTA Assessor), которые инспектируют центры курсов CELTA на соответствие стандартам этого университета.
В эксклюзивном интервью ProgressMe, она рассказала о том, как преподавателям английского повышать квалификацию, и к чему быть готовыми на собеседовании с зарубежными работодателями.
– Какие сертификаты нужны, чтобы преподавать английский, не имея корочки вуза по этой специальности?
– В этом случае вам нужно иметь уровень языка от С1 – это сертификаты CAE и IELTS от 7.5 баллов (Band 7.5). Что касается методической подготовки, это три модуля TKT и TKT Young Learners (если планируете работать с детьми и подростками).
Я рекомендую кембриджские экзамены, потому что в них заложен лексико-грамматический аспект языка. В IELTS он как бы присутствует, но как скрытая повестка, там скорее работа над навыками.
ТКТ – это курс подготовки к экзамену по методике преподавания английского языка, он знакомит учителей с терминологией (TL, CCQs,TTT vs STT), ключевыми этапами презентации лексики и грамматики, методами для введения языка (Present Practice Produce, Guided Discovery, Test Teach Test, Task Based Learning, The Lexical Approach и Teaching Languages through the Text). В ходе него преподаватели знакомятся с основными форматами уроков – Skills Lessons (когда вы развиваете навыки) и Systems Lessons (когда вводите новый язык).
По сути, получение этих сертификатов на знание языка и методики готовит преподавателя к поступлению на курс CELTA, который я также рекомендую пройти.
– Зачем нужен курс CELTA?
– Этот курс дает основные принципы планирования уроков, формулировки целей и этапов урока, анализа лексики и грамматики, а также обучает базовым методам и приемам преподавания английского языка, сочетая теорию с практикой. После прохождения CELTA преподаватель может работать в любой стране мира. Где бы вы ни преподавали, завуч или директор по обучению будет точно знать, что его ожидает на уроке. Он понимает, что учитель с сертификатом CELTA имеет четкие представления о том, как сформулировать цель урока и как его построить, чтобы ее достичь.
Также во время обучения на курсе CELTA преподаватель учится давать инструкции на понятном студентам языке. Этот язык должен быть естественным, мы не имеем права адаптировать язык for teaching purposes. Мы должны говорить правильно, но может быть чуть медленнее и выбирать лексику, понятную студентам. Ну и плюс ещё какие-то техники в плане жестов.
И, конечно, CELTA – это 6 часов педагогической практики с реальными студентами – 8 уроков по 45 минут, на низком и высоком уровнях с разницей в один уровень. То есть, это не может быть Pre-Intermediate и Intermediate. Один должен быть Elementary, другой – Intermediate или Pre-Intermediate и Upper-Intermediate.
– Получается, CELTA больше подходит для начинающих преподавателей?
– CELTA прекрасно подходит как новым, так и опытным преподавателям. С опытом появляется больше вопросов и CELTA – это курс, который на многие из них отвечает. Он позволяет как бы «нырнуть» в большую волну информации, и учителя в соответствии со своим опытом и образованием, «вынырнут» на разных уровнях. Опытные преподаватели систематизируют свои знания и могут закончить обучение на другом качественном уровне. Им будут более доступны сложные методы и форматы, легче будет применять их на практике, они смогут начать экспериментировать.
Для неопытного преподавателя это огромный объем информации, и, как правило, им нужно время, чтобы впитать ее и как минимум четко следовать базовым стадиям урока. На занятии очень много аспектов: нужно следить за организацией работы студентов (Classroom Management), временем, давать инструкции, менять пары, виды деятельности. Поэтому, конечно, новому преподавателю сложно сразу все это внедрить в практику.
Международные сертификаты для преподавателей: детальный гайд
– Как поступить на курс CELTA?
– Существует аппликационная процедура, прописанная Кембриджским университетом. Кандидаты выполняют письменные задания, которые проверяются их тренерами. На основе результатов принимается решение проводить собеседование или нет.
– По какой причине кандидаты не доходят до собеседования?
– Самая частая причина – слабый язык. Он должен быть богатым и естественным, приближенным к уровню носителя не в плане произношения, а в плане лексического богатства и синтаксиса. То есть это уровень Pre-Proficiency, минимум Band 7.5 IELTS. Когда я открываю эссе и вижу: “My name is, I’m a teacher…”, я дальше могу уже не читать. Только сложносочиненные, сложноподчиненные предложения.
Чтобы выйти на необходимый уровень языка, как раз и нужна вот эта подготовка в виде сдачи CAE, IELTS, о которой я говорила ранее.
– Вы проводите CELTA?
– Как тренер CELTA я провожу этот курс в других странах, в частности, вела группы в Турции, Китае, Франции и Испании. Сейчас в России пройти этот курс очно нельзя, в том числе в ВКС. Но мы разработали российский эквивалент – BKC CET (BKC Communicative English Teaching Course). Он проходит в том же формате, с тем же количеством часов (120 часов) и практикой с реальными студентами. Автор курса – Heather Belgorodtseva – Академический директор центра подготовки преподавателей ВКС, тренер CELTA и DELTA с более чем 20-летним опытом работы. По окончании курса ВКС CET кандидат получает сертификат — репорт на английском языке и удостоверение о повышении квалификации гособразца. ВКС CET доступнее CELTA по цене, и подойдет тем, кому важно именно содержание, а не международный сертификат.
– Хорошо. После CELTA или BKC CET можно выдохнуть и с чистой совестью заниматься преподаванием, или нужны еще какие-то курсы?
– Нет, это базовые курсы, своего рода фундамент для работы по международным стандартам. Это как азбука для преподавателей, чтобы они могли говорить на одном языке с коллегами из других стран. Ведь термины и понятия CELTA используются в других международных курсах.
Если вы хотите дальше профессионально расти и развиваться, вы смотрите на курсы по вашей специализации (преподавание детям и подросткам; преподавание делового английского или индивидуальным студентам; подготовка к международным экзаменам и т.д.).
Например, если вы готовите к IELTS, нужно пройти курс IELTS Assessment Specialist, на котором рассказывают об особенностях оценки критериев оценки Writing и Speaking, дают стратегии выполнения заданий и показывают, как наиболее эффективно объяснять материал ученикам. Курс ведут учителя-методисты с 20-30-летним опытом подготовки к IELTS. Например, одна из них, Ирина Ермоленко, имеет сертификаты CELTA, DELTA и IELTS Band 9 баллов. Если вы работаете с разными уровнями и у вас самый высокий уровень языка CPE, вам нужно пройти CAM (BKC Course in Advanced Methodology). Это Pre-DELTA курс для опытных преподавателей, который идет в течение академического года с двухчасовыми занятиями раз в неделю.
САМ – один из самых интересных и популярных курсов в Центре подготовки преподавателей ВКС. Несмотря на то, что он теоретический, он предполагает эксперименты с вашими группами – после каждого семинара вы получаете задание, на которое у вас есть две недели, и вы экспериментируете, пробуя эти методические принципы в своих классах. Обычно это метод, которым вы либо не пользуетесь, либо пользуетесь, но очень редко, либо боитесь. Но вы участвуете в методическом семинаре, слушаете объяснения тренера, читаете литературу и пытаетесь внедрить его на своем уроке. И после этого делаете Reflection task, рассказывая о результате.
Как начать готовить студентов к IELTS
– А кто идет на курс DELTA?
– Существует две группы учителей, которые стремятся получить квалификацию Cambridge DELTA. Первая – учителя, которые являются прекрасными студентами и хотят быть прекрасными преподавателями. Они хотят развиваться в профессии, понимая, что чем больше они обучаются, тем лучше они работают и счастливее становятся.
Вторая группа – это учителя, которые хотят сделать карьеру и работать завучами (Assistant Director of Studies (ADoS) или Director of Studies). Они работают над профессиональным развитием своих коллег – помогают планировать уроки, отсматривают их занятия, дают фидбэк. Задача завуча – понять, какие аспекты нужно отрабатывать с учителями, выявить сильные и слабые стороны. На основе этой информации они создают методические тренинги для учителей и программы для студентов.
Например, у нас есть ADoS, который курирует большинство курсов подготовки к экзаменам. Она выявила, что у этой категории студентов часто проседает Writing и Speaking, и на основе этого создала интенсивный курс, который фокусируется именно на этих навыках. Чтобы написать такую программу, нужно иметь специальные знания по планированию курса, а это как раз и дает квалификация DELTA.
– Исходя из вашего опыта, что ждут от преподавателей английского за рубежом?
– Ну смотрите, я CELTA-тренер. Появляется, например, вакансия в Китае, или во Франции, я подаю заявление о том, что я бы хотела провести курс. Меня приглашают на собеседование. Прежде всего работодатели смотрят на то, насколько бегло вы говорите, насколько богатый и естественный у вас язык. Второе – это профессиональная подготовка – как хорошо вы владеете информацией о курсе, требованиях, критериях.
Точно так же учителя с сертификатом CELTA могут откликнуться на вакансию и пройти собеседование. Их тоже интервьюируют в Zoom, смотрят на язык, и на то, как они владеют материалом. Также обращают внимание на то, насколько вы позитивный человек, вашу уверенность при ответе на вопросы.
– Вы много учителей видели, в разных странах. Чем отличаются русскоязычные преподаватели английского от иностранных коллег? Кто лучше?
– Знаете, я бы по-другому ответила на ваш вопрос. Преподаватели той страны, в которой проходит CELTA, имеют преимущество перед учителями из других стран. Они разделяют общий культурный код со студентами, и поэтому у них есть возможность установить более тесную связь с учениками. Во время курса CELTA в Пекине, на уроках китайских учителей над их шутками смеялся весь класс.
Но русскоязычные преподаватели во всем мире считаются одними из самых сильных, особенно в области лингвистики и лингвистического анализа. Они демонстрируют потрясающее знание грамматики и фонетики – наши преподаватели легко транскрибируют, прекрасно слышат мелодику речи и без проблем определяют sentence stress или интонационную картину.
Судя по международным курсам профессионального развития, которые я просматриваю на разных платформах, русские преподаватели – везде.
Вообще, особенность многих русскоязычных преподавателей в том, что они лелеют свой язык, воспринимают его как инструмент, над которым нужно постоянно работать. Они как балетные танцоры, которые оттачивают мастерство на ежедневных изнуряющих тренировках, чтобы потом выйти на сцену в лучшей форме. Преподаватели точно также работают над своим языком, сдают международные экзамены (CAE, CPE, IELTS), проходят разговорные курсы, читают аутентичную литературу, чтобы выходить на уроки на пике, чтобы всегда быть на уровне Proficiency, независимо от того, какие классы они ведут: детские, подростковые, бизнес или подготовку к экзаменам. Я считаю, что это высший пилотаж.
Готовые уроки по английскому удобно использовать, когда нет времени на…
Как учителю работать с детьми онлайн? Об этом мы спросили…