Говорим о том, как устроена работа с детьми в онлайн-среде….
Строим онлайн-урок логично и интересно: советы методиста ProgressMe
Часть 1: Какие ошибки чаще всего совершают преподаватели, как найти цель и тему по системе SMART и из чего состоит скелет качественного урока.
Наш методист Олеся Теплинская рассказывает о том, как выстроить онлайн-урок английского языка. В ProgressMe она не только работает над созданием новых материалов, но и проверяет готовые уроки, которые присылают учителя. Поэтому как никто другой знает, какие ошибки они совершают. Вместе с Олесей разбираем их и рассказываем, какие правила учителю нужно держать в голове при создании своего урока.
Выводим цель урока по системе SMART
Если говорить о том, как выстроить онлайн-урок английского, то самая большая проблема преподавателей в том, что они сначала его пишут, а потом подбирают под него цель. Их любимое — присылать уроки по фильмам и сериалам, где нужно посмотреть фрагменты, послушать аудио, посмотреть на картинки и сделать пару заданий. То есть это лишено какой-то общей цели. Из-за этого урок кажется нелогичным и разрозненным. В конечном итоге, не понятно, что хотел донести автор. В целях урока он указывает «развитие навыков аудирования, говорения и новая лексика», но ведь это очень обширное описание.
У нас есть метод SMART, который помогает нам создать спланированную, ясную и отслеживаемую цель.
S – Specific — цель должна быть узконаправленной. Не просто «развить навык говорения», а «ученик научится говорить и рассуждать на тему глобального потепления».
M – Measurable — цель должна быть измерима: сколько лексических единиц, грамматических конструкций должен выучить ученик, чтобы он смог высказать или написать свое мнение по этой теме.
А – Achievable — цель должна быть достижимой. Когда преподаватель дает 50 новых слов для уровня Elementary по теме глобального потепления — очевидно, что цель не достижима.
R – Relevant — уроки будут эффективны, когда они актуальны. Например, по возрасту. Подростку в 11 лет не очень актуально изучать глобальное потепление, хоть он и понимает саму тему. Ну как бы и Анну Каренину читать в 10 классе не очень-то актуально.
T – Time bound — цель должна быть ограничена по времени. Именно за 60 минут ученик должен пройти то, что есть в уроке. Преподаватели очень любят планировать в уроке много материала, который обычно переносится на следующее занятие.
Чем лучше будет проработана цель и чем лучше преподаватель на входе видит результат, которого он хочет добиться, тем эффективнее будет урок.
Скелет урока: как его логично построить
Мы проработали цель и поняли тему урока — это уже 70% успеха. Теперь надо логично выстроить задания.
1. Warm-up
В начале нам нужно помочь ученику настроиться на английский. Для этого и существует warm-up. На этой стадии не обязательно давать лексику. Достаточно будет короткого видео на 20 секунд для обсуждение темы, которую мы ему сегодня предлагаем. В нашем идеальном мире ученик посмотрел видео (или сделал любую другую короткую активность) и сам начал развивать мысль и тему, по которой планируется урок. Это должно занимать 2-3 минуты.
2. Pre-, While и Post-: как строить основную часть reading или listening
У нас есть текст, но для начала нужна стадия pre-reading. Здесь мы вводим новую лексику разными способами: как дефиниции, картинки, контекст, синонимы-антонимы. Важно: метод английский-родной язык — не эффективен. Чем меньше родного языка (а лучше чтобы вообще без него), тем лучше.
Самая большая ошибка преподавателей на этом этапе — вводится лексика, а дальше она не встречается. Вы вводите эту лексику, чтобы что? Чтобы дальше она помогла прочитать текст или прослушать аудио. Но мало её ввести, нужно её активировать. Не заучить её, а знать: как она читается, пишется, произносится и переводится. На лексику тратим 10-15 минут.
Дальше идёт закрепление лексики. Тогда уже начинаем читать текст или слушать аудио. И подбираем задания, исходя из нашей цели: полное, частичное понимание текста или поиск определенной информации.
3. Как вводить грамматику?
Новая лексика и новая грамматика в одном уроке — это возможно, но тяжело для студента. Поэтому рекомендую делать урок либо лексическим, либо грамматическим. К примеру, на прошлом занятии мы ввели новую лексику и сделали чтение. Но теперь этот же текст нам нужен, чтобы ввести грамматику.
Я уверена, что если мы вставим в один урок speaking, writing, listening и reading, то всё в голове смешается и закончить его мы не успеем. Лучше делать пары: аудирование-говорение, чтение-говорение или аудирование-письмо. Первый — рецептивный вид речевой деятельности, второй — продуктивный. В учебнике Prepare в одном уроке все четыре вида деятельности, но они все поверхностные. Выходит неэффективно.
То есть ученик уже понял текст благодаря введенной в прошлом лексике и примерно понял, как используется грамматика. Но правил он еще не знает. Мы выводим из текста предложения с грамматическими конструкциями и объясняем правила. А в идеале просим ученика, чтобы он сам попробовал их сформулировать. Потом активируем грамматику через задания.
4. Грамматику мы поняли, лексику повторили — что делать дальше?
Обычно, если преподаватель не очень дружит с тайм-менеджментом, урок может закончиться на грамматике. Я этого не рекомендую. Мы ввели грамматику, активизировали её, но не закрепили.
Последним этапом может быть speaking или writing. У ученика должна быть возможность употребить то, что он так долго изучал. Тут мы можем дать ему дополнительно useful phrases, чтобы он мог поразмышлять и выразить свое мнение по теме, используя пройденную грамматику и лексику.
Эффективный урок — это логичный урок. Без vocabulary мы не смогли бы сделать listening, без listening не смогли сделать grammar, без grammar не смогли перейти к speaking.
5. Wrap-up
Нам, как на тренировке, нужна заминка. Здесь может быть:
- Назови 5 новых слов, которые ты узнал.
- Назови тот факт, который больше всего тебя поразил.
- Как ты себя чувствуешь себя после урока (по какой-нибудь шкале).
Во второй части мы рассказываем, как добавить элементы геймификации в регулярные уроки и развивать soft-skills у учеников через игры: читать
Мы спросили у преподавателей, о том, что им нравится в…
Рассказываем о том, как вести групповые уроки на платформе ProgressMe….