эмозди кубки

Как учить начинающих английскому языку без русского: 10 базовых принципов

Время чтения
6 мин.
Автор
Вика Шумакова
Опубликовано
17 сентября 2024

Делимся базовыми принципами обучения бегиннеров.

Обучение студентов «нулевого» уровня не так просто, как кажется, особенно если вы используете коммуникативную методику. Для работы с этой категорией студентов преподавателю требуется больше терпения и особые навыки. Если хотите, чтобы ваши бегиннеры говорили и видели результат с первых уроков, эти принципы вам в этом помогут.

 1. Ставьте четкую цель урока

Четко определяйте, что ваши ученики должны уметь к концу урока. Для начинающих это часто выражается в наборе из трех-пяти вопросов, на которые они смогут ответить и задать друг другу. Все, что происходит на занятии, должно вести к достижению этой цели. Подробную инструкцию по планированию уроков найдете тут.

2. Исходите из того, что ученики ничего не знают

Избегайте предположений, что у студентов есть какой-то словарный запас и знание грамматических конструкций. Лучше заранее объяснять и вводить каждое слово, которое появится на уроке.

3. Минимизируйте ваше говорение (TTT)

Старайтесь говорить только тогда, когда это необходимо. Используйте слова и фразы, которые ученики должны будут воспроизвести в конце урока. Избегайте синонимов и сложных выражений, которые только собьют их с толку.

4. Используйте наглядные материалы и жесты

Для объяснения понятий используйте предметы, изображения, жесты. Это сократит ТТТ (Teacher Speaking Time) и поможет избежать сложных объяснений, которые ученики начальных уровней просто не поймут. В конце статьи найдете несколько ключевых жестов, которые подойдут для работы онлайн.

5. Постоянно привлекайте учеников к активной работе

Несмотря на незнание слов и грамматики бегиннеры, как и ученики более высоких уровней, способны проявлять любопытство и делать выводы. Поэтому вовлекайте их в работу – задавайте вопросы, подталкивайте к выводам. Например, вы представили фразу «I like». Дайте им возможность догадаться, как эта фраза будет звучать с другими местоимениями. Или вы выучили несколько слов по изображениям. Теперь покажите им изображение яблока и спросите: «Orange?/Is it an orange?».

6. Говорите медленно

Ученикам этих уровней сложно понимать быструю речь, поэтому лучше говорить как можно медленнее. Но не переусердствуйте, чтобы им не показалось, что вы общаетесь с ними, как с людьми с задержкой психического развития.

 7. Давайте меньше материала и больше практики

Не перегружайте урок большим количеством новых слов или грамматических конструкций. Все, что вы вводите, должно быть полезным для выполнения цели урока. На этом уровне важно как можно больше практиковаться. Лучше выучить с учениками 3-5 фраз и отработать их в дриллингах и коммуникативных упражнениях, чем перегрузить их грамматикой и словами, чтобы к концу урока у них появилось чувство, что они ничего не понимают. Если работаете со словами – изучайте только слова и их употребление; если объясняете грамматику – используйте только знакомые им слова.

8. Используйте дриллинг

Повторяйте и практикуйте до автоматизма. Новичкам требуется много повторений, чтобы закрепить материал. Это касается и словарного запаса, и грамматики, и фраз. К тому же, маловероятно, что они будут делать это самостоятельно, поэтому задача учителя им в этом помочь.

9. Обучайте чанкам, а не отдельным словам

Это устойчивые словосочетания, которые ученики смогут использовать в разных ситуациях. Например, фраза «I will [глагол] tomorrow» поможет им быстро освоить будущее время без сложных объяснений.

10. Сразу учите сокращениям

Лучше сразу приучить учеников использовать сокращенные формы, такие как «I’m» вместо «I am». Это сделает их речь более естественной, и облегчит восприятие языка на слух. Также если позволяет время и пожелания ученика, уделите внимание произношению. Если вы сразу поставите произношение, им не придется переучиваться в дальнейшем.

Американский и британский английский. Что нужно знать преподавателю

Спорный пункт о коррекции ошибок

Одни преподаватели считают, что не нужно фиксироваться на ошибках и исправлять каждое слово, поскольку это только фрустрирует учеников и блокирует говорение. Другие считают, что, напротив, не нужно боятся много исправлять, поскольку это позволит выстроить прочный фундамент речи. Действуйте по ситуации. Если ученики бояться говорить, делать ошибки и в целом болезненно воспринимают коррекцию, то не правьте, а фокусируйтесь на говорении. Студентов, которые спокойно воспринимают коррекцию и даже просят исправлять ошибки, корректируйте столько, сколько нужно. 

Вдобавок к вышесказанному добавим, что начинающие ученики ждут от преподавателя больше поддержки и энтузиазма. Ведь на этом уровне высок соблазн бросить при первой малейшей трудности. Поэтому с такими студентами нужно всеми силами показывать вашу поддержку и заинтересованность в их успехе, и жесты станут вашими верными помощниками в этом деле.

Какие жесты использовать с учениками при работе онлайн 

Жесты и язык тела помогут в работе с учениками любых уровней, но с начинающими и детьми они играют ключевую роль в успехе обучения, показывая вовлеченность преподавателя и сокращая время его говорения. Приводим примеры базовых жестов, которые подойдут как для офлайн, так и офлайн уроков.

Примеры жестов:

1. Рука к уху
Этот жест помогает, если вы хотите показать, что не слышите ученика, или сигнализировать, что пришла его очередь говорить. Например, задавая вопрос: «Как прошли твои выходные?» – можно приложить руку к уху, побуждая ученика ответить.

2. Указательный жест 
Когда вы задаете вопрос, например: «Как прошли твои выходные?», можно указать рукой на ученика, приглашая его к ответу. Этот жест помогает управлять беседой и удерживать внимание.

3. Использование пальцев руки
Например, при обучении предложению «I live in the UK» можно показывать пальцем на каждое слово, помогая ученикам с произношением. Этот метод полезен для отработки структуры предложения и ударений в словах. Также с помощью пальцев ученики и учителя могут показывать цифры, например, выбранные опции или количество чего-либо. 

4. Жест «тишины»
Прикладывая палец к губам, вы показываете, что ученикам нужно слушать. Это простой, но эффективный способ привлечь внимание и показать, что сейчас нужно сосредоточиться.

5. Имитация письма
Если нужно попросить учеников записать что-то, можно показать жест письма рукой, как будто вы держите ручку и пишете. Это помогает сократить объяснения и быстро дать инструкцию.

6. Полное предложение
Этот жест напоминает ученикам отвечать полными предложениями, а не короткими фразами. Если ученик говорит «Хорошо», можно использовать жест, как будто вы «вытягиваете» полное предложение, чтобы он сказал: «У меня всё хорошо.»

7. Палец вверх 
Универсальный жест одобрения, показывающий, что вы довольны ответом ученика.
Если интересно почитать об опыте коллеги, которая работает по такой методике с бегиннерами, то вам сюда.

Надеемся, что статья была полезной, ну, а мы добавим, что конструктор уроков ProgressMe предлагает большой выбор упражнений для всех уровней, включая бегиннеров. В частности, задания на сопоставление слов с изображениями и восстановление порядка слов в предложениях. 

Если вы еще не работаете на ProgressMe, попробуйте сейчас

поделиться статьей
Читайте ещё

Тичер-тренер Мария Васильева рассказывает, как преподавать английский по песням. У…

Рассказываем, как стать специалистом по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ….

Говорим о том, как устроена работа с детьми в онлайн-среде….

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.