Преподаватель немецкого из Санкт-Петербурга Екатерина Елфимова вместе с мужем открыла…
Сила доверия: 6 простых правил, как выстроить прочные отношения с учеником
Отношения с учеником — фактор, который остается неизменным, как бы вы ни преподавали: очно, удаленно, гибридно, индивидуально или в группе.
Ваши ученики хотят оказаться в безопасной среде и ждут поддержки. Доверие — ключ к тому, чтобы они чувствовали себя комфортно. Их мотивация и интерес от этого растёт, потому что они чувствуют поддержку и веру в себя и свои силы.
Нет никаких уловок, чтобы заслужить доверие. Также нет никаких быстрых решений, которые заставили бы студентов полюбить вас за считаные минуты. Доверительные отношения с учеником, — это долгий процесс, но нам удалось выделить ключевые моменты, которые на него влияют.
Мы в ProgressMe вместе с Елизаветой (преподает английский язык 8 лет) и Еленой (преподаёт английский 14 лет) рассказываем о шести главных правилах, чтобы выстроить крепкие и доверительные отношения с учеником.
1. Покажите с первого урока, что вы настроены на максимально прозрачный диалог
Расскажите о себе, о своем опыте и преподавании. Не зацикливайтесь на технической стороне занятий. Будет хорошо, если у вас есть готовый туториал или видео об этом, чтобы не тратить время на первом занятии.
Главная задача — проявить к ученику интерес как к личности. Задавайте вопросы, разговаривайте, уточняйте. Используйте игры, которые в интерактивной форме помогут вам познакомиться друг с другом. Например, «Две правды, одна ложь», где вы будете угадывать друг у друга правильные ответы. Естественно, всё на иностранном языке, чтобы сразу погрузиться в процесс обучения.
Сохранить: 50 нескучных вопросов, которые помогут разговорить учеников
Важнее показать не методики, которые вы используете, а что вы умеете слушать и понимать. Спросите у ученика, что ему нравится или не нравится в изучении языков. Выявите болевые точки. Например, я часто слышу: «Языки мне не даются, но мне надо для работы». Это отголосок неудачного опыта. Важно сразу эти психологические барьеры выявить и начать аккуратно с ними работать.
Ещё бывает такое, что ученик ждёт от вас какого-то чуда. Здесь нужно открыто и честно сказать, что так не получится. Потому что процесс обучения, как и доверие, — это двусторонний процесс
— Елена
2. Побуждайте учеников делиться историями
Любая наша связь с человеком строится на разговорах. Старайтесь через темы урока спрашивать у ученика его мнение, примеры из его жизни и недавние ситуации. Самый просто пример: если говорите о домашних животных, попросите фотографию или показать его прямо в камеру, если это онлайн-занятие.
Не стоит сдаваться, если ученик в штыки воспринимает такие вопросы: может быть, нет настроения или тема не очень удобная. Например, тема семьи — одна из самых чувствительных, с ней нужно быть осторожнее.
У меня есть постоянная ученица, которой 13 лет. Когда у неё что-то случается, она спрашивает, могу ли я её послушать. Обычно это происходит по ходу обсуждения темы урока. Вот мы говорили про путешествия, и в какой-то момент я понимаю, что она не может продолжить свою мысль. Её что-то тревожит, и я даю понять, что могу выслушать её.
Это и практика английского, и возможность поделиться своими эмоциями. Конечно, не со всеми такое можно делать, и учитель не должен выступать в роли психолога. Но это сильно влияет на доверие между учеником и учителем.
— Елизавета
3. Не забывайте открываться
Как минимум, нужно говорить о своих интересах. Как максимум — о частях своей жизни. Конечно, учителю важнее слушать, но умение говорить о своей жизни влияет на ваш авторитет. Он строится не за счёт того, что вы старше, а потому что ученик чувствует ваш жизненный опыт.
Почти все мои ученики подписаны на меня в Инстаграме. Причём они сами меня там находят. Но я не запрещаю: там они видят, что я реальный человек, а не только учитель.
— Елизавета
4. Наглядно показывайте прогресс и хвалите
Доверие как к человеку — хорошо, но еще должно быть доверие как к профессионалу. Каждый раз показывайте прогресс ученика. Ему важно увидеть даже полшага, которые он сделал для своей цели.
Хвалить — тоже метод выстраивания доверительных отношений, особенно на первых этапах. Только хвалите не на пустом месте, а за достижения, даже за самые маленькие. Например, ученик выучил на три слова больше, чем нужно.
У меня для каждого ученика есть план: точка А и желаемая точка Б. Мы делаем трекер, и на нём отмечаем, сколько уже прошли. Ещё я показываю, что материал соответствует запросу, и мы не делаем лишних упражнений. Всё это для того, чтобы ученик в конце ушел с чувством реализованности. Для него учитель становится проводником, который понимает и помогает идти к цели.
— Елена
Подробнее о том, как отслеживать прогресс ученика можно почитать в этой статье.
5. Будьте терпимы и не критикуйте
Человек ежедневно окружен бытовой критикой: от родителей, друзей, семьи, партнёров, коллег и т.д. И вам ни в коем случае нельзя вставать в этот ряд. Безопасная атмосфера, в которую хочет оказаться ваш ученик — это место без критики и осуждения.
Высказав своё недовольство, вы только оттолкнете ученика. После этого интерес может упасть не только к вам, но и к предмету. Если человек захотел поделиться с вами историей, выслушайте его, но не давайте своей оценки, если она может его задеть. Не ругайте его и не давите на болевые точки.
У меня терпение точно пришло с опытом. Я была довольно истеричной в начале своей преподавательской карьеры. Меня раздражало, когда ученик приходил без домашнего задания. Я могла открыто показать недовольство или закатывать глаза. Но потом я поняла, что такая методика вообще не работает. Когда учитель подавляет своим поведением или пытается высмеять — это огромный минус для всего процесса. Человек просто теряет мотивацию.
— Елизавета
6. Удивляйте
Главный тренд в преподавании — это персонализация. И хотя большинство уроков идет по шаблону, нужно иногда проявлять креатив. Например, делать персонализированные или ролевые игры, квесты, творческий домашние задания. Если вы проходите тему еды, создайте вместе ресторанное меню с разными интересными или странными блюдами. Или устройте караоке, где вместе будете слушать песни, а потом вместе их разбирать. Такие неожиданные и свежие креативы работают на лояльность ученика к вам.
Иногда я создаю какие-то визуальные персонализированные игры. Практика редкая, я так делаю только пару раз в год, потому что на них трачу очень много времени. Могу создать квест, где много визуальных эффектов. Ученик идёт на обычный урок, а его ждёт сюрприз. У него случается «вау-эффект», и он это запоминает.
— Елизавета
И помните
Учитель не универсальный. Коннекта с учеником может и не случиться, даже если вы всё сделали правильно. Открыто говорите о проблемах и затыках в обучении со студентом или его родителями. Ведь доверие — это взаимное чувство, и зависит оно не только от вас.
Говорим о том, как внедрить иммерсивное обучение в языковые уроки….
Международные экзамены по английскому делятся на несколько видов. В этом…