Сила доверия: 6 простых правил, как выстроить прочные отношения с учеником

Время чтения
6 мин.
Автор
Ксения Дудкина
Опубликовано
02 ноября 2022

Отношения с учеником — фактор, который остается неизменным, как бы вы ни преподавали: очно, удаленно, гибридно, индивидуально или в группе.

Ваши ученики хотят оказаться в безопасной среде и ждут поддержки. Доверие — ключ к тому, чтобы они чувствовали себя комфортно. Их мотивация и интерес от этого растёт, потому что они чувствуют поддержку и веру в себя и свои силы. 

Нет никаких уловок, чтобы заслужить доверие. Также нет никаких быстрых решений, которые заставили бы студентов полюбить вас за считаные минуты. Доверительные отношения с учеником, — это долгий процесс, но нам удалось выделить ключевые моменты, которые на него влияют. 

Мы в ProgressMe вместе с Елизаветой (преподает английский язык 8 лет) и Еленой (преподаёт английский 14 лет) рассказываем о шести главных правилах, чтобы выстроить крепкие и доверительные отношения с учеником. 

1. Покажите с первого урока, что вы настроены на максимально прозрачный диалог

Расскажите о себе, о своем опыте и преподавании. Не зацикливайтесь на технической стороне занятий. Будет хорошо, если у вас есть готовый туториал или видео об этом, чтобы не тратить время на первом занятии.

Главная задача — проявить к ученику интерес как к личности. Задавайте вопросы, разговаривайте, уточняйте. Используйте игры, которые в интерактивной форме помогут вам познакомиться друг с другом. Например, «Две правды, одна ложь», где вы будете угадывать друг у друга правильные ответы. Естественно, всё на иностранном языке, чтобы сразу погрузиться в процесс обучения. 

Сохранить: 50 нескучных вопросов, которые помогут разговорить учеников

Важнее показать не методики, которые вы используете, а что вы умеете слушать и понимать. Спросите у ученика, что ему нравится или не нравится в изучении языков. Выявите болевые точки. Например, я часто слышу: «Языки мне не даются, но мне надо для работы». Это отголосок неудачного опыта. Важно сразу эти психологические барьеры выявить и начать аккуратно с ними работать. 

Ещё бывает такое, что ученик ждёт от вас какого-то чуда. Здесь нужно открыто и честно сказать, что так не получится. Потому что процесс обучения, как и доверие, — это двусторонний процесс

— Елена

2. Побуждайте учеников делиться историями

Социальные коммуникации

Любая наша связь с человеком строится на разговорах. Старайтесь через темы урока спрашивать у ученика его мнение, примеры из его жизни и недавние ситуации. Самый просто пример: если говорите о домашних животных, попросите фотографию или показать его прямо в камеру, если это онлайн-занятие.

Не стоит сдаваться, если ученик в штыки воспринимает такие вопросы: может быть, нет настроения или тема не очень удобная. Например, тема семьи — одна из самых чувствительных, с ней нужно быть осторожнее. 

У меня есть постоянная ученица, которой 13 лет. Когда у неё что-то случается, она спрашивает, могу ли я её послушать. Обычно это происходит по ходу обсуждения темы урока. Вот мы говорили про путешествия, и в какой-то момент я понимаю, что она не может продолжить свою мысль. Её что-то тревожит, и я даю понять, что могу выслушать её. 

Это и практика английского, и возможность поделиться своими эмоциями. Конечно, не со всеми такое можно делать, и учитель не должен выступать в роли психолога. Но это сильно влияет на доверие между учеником и учителем.

— Елизавета

3. Не забывайте открываться

Как минимум, нужно говорить о своих интересах. Как максимум — о частях своей жизни. Конечно, учителю важнее слушать, но умение говорить о своей жизни влияет на ваш авторитет. Он строится не за счёт того, что вы старше, а потому что ученик чувствует ваш жизненный опыт.

Почти все мои ученики подписаны на меня в Инстаграме. Причём они сами меня там находят. Но я не запрещаю: там они видят, что я реальный человек, а не только учитель.

— Елизавета

4. Наглядно показывайте прогресс и хвалите

Похвала от учителя важный момент взаимопонимания

Доверие как к человеку — хорошо, но еще должно быть доверие как к профессионалу. Каждый раз показывайте прогресс ученика. Ему важно увидеть даже полшага, которые он сделал для своей цели.

Хвалить — тоже метод выстраивания доверительных отношений, особенно на первых этапах. Только хвалите не на пустом месте, а за достижения, даже за самые маленькие. Например, ученик выучил на три слова больше, чем нужно. 

У меня для каждого ученика есть план: точка А и желаемая точка Б. Мы делаем трекер, и на нём отмечаем, сколько уже прошли. Ещё я показываю, что материал соответствует запросу, и мы не делаем лишних упражнений. Всё это для того, чтобы ученик в конце ушел с чувством реализованности. Для него учитель становится проводником, который понимает и помогает идти к цели.

— Елена

Подробнее о том, как отслеживать прогресс ученика можно почитать в этой статье.

5. Будьте терпимы и не критикуйте

Человек ежедневно окружен бытовой критикой: от родителей, друзей, семьи, партнёров, коллег и т.д. И вам ни в коем случае нельзя вставать в этот ряд. Безопасная атмосфера, в которую хочет оказаться ваш ученик — это место без критики и осуждения. 

Высказав своё недовольство, вы только оттолкнете ученика. После этого интерес может упасть не только к вам, но и к предмету. Если человек захотел поделиться с вами историей, выслушайте его, но не давайте своей оценки, если она может его задеть. Не ругайте его и не давите на болевые точки. 

У меня терпение точно пришло с опытом. Я была довольно истеричной в начале своей преподавательской карьеры. Меня раздражало, когда ученик приходил без домашнего задания. Я могла открыто показать недовольство или закатывать глаза. Но потом я поняла, что такая методика вообще не работает. Когда учитель подавляет своим поведением или пытается высмеять — это огромный минус для всего процесса. Человек просто теряет мотивацию.

— Елизавета

6. Удивляйте

Главный тренд в преподавании — это персонализация. И хотя большинство уроков идет по шаблону, нужно иногда проявлять креатив. Например, делать персонализированные или ролевые игры, квесты, творческий домашние задания. Если вы проходите тему еды, создайте вместе ресторанное меню с разными интересными или странными блюдами. Или устройте караоке, где вместе будете слушать песни, а потом вместе их разбирать. Такие неожиданные и свежие креативы работают на лояльность ученика к вам. 

Иногда я создаю какие-то визуальные персонализированные игры. Практика редкая, я так делаю только пару раз в год, потому что на них трачу очень много времени. Могу создать квест, где много визуальных эффектов. Ученик идёт на обычный урок, а его ждёт сюрприз. У него случается «вау-эффект», и он это запоминает.

— Елизавета

И помните

Учитель не универсальный. Коннекта с учеником может и не случиться, даже если вы всё сделали правильно. Открыто говорите о проблемах и затыках в обучении со студентом или его родителями. Ведь доверие — это взаимное чувство, и зависит оно не только от вас. 

поделиться статьей
Читайте ещё

Готовые уроки по английскому удобно использовать, когда нет времени на…

Рассказываем, какие учебники английского использовать для обучения детей. Подобрать учебники…

Рассказываем о том, как создать онлайн-курс на нашей платформе, и…

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.