Короткие упражнения для мозгового штурма вместо классической разминки перед уроком …

Интервальное повторение английских слов: как помочь студентам вспомнить все?
Отличный метод изучения иностранных слов: метод интервальных повторений. Как он работает и почему считается одним из самых эффективных способов запоминания.
Если ваши студенты не знают, как запоминать слова, или говорят, что у них “плохая память”, интервальное повторение может помочь. Эта техника запоминания слов в определенные промежутки времени основана на особенностях работы памяти. Ее суть в том, чтобы повторять материал в тот момент, когда ученик начинает его забывать.
Повторение – мать учения или кривая забывания
Долго ждать не придется. Уже через час после знакомства с материалом, человек забывает 60% полученной информации, через 10 часов – в голове остается лишь 35% информации, а через шесть дней – 20%.
“Забытая” информация оседает в подсознании. Чтобы она перешла в активные знания, ее “активируют” – повторяют. Если этого не происходит, она так и остается в пассиве.
Именно поэтому на уроках мы возвращаемся к пройденному материалу, активизируем его и переводим его в длительную память.
Впервые эти принципы работы памяти выявил немецкий психолог Герман Эббингауз. Для этого он на протяжении пяти лет заучивал бессмысленные слоги, не вызывающие никаких ассоциаций – такие как воб, рен, тум, а затем тестировал и записывал свои наблюдения.
В частности, созданная им Кривая забывания, показывает, как быстро мы забываем информацию, если не возвращаемся к ней снова.

В ходе исследований Эббингауз также выявил, что получение информации частями через интервалы гораздо эффективнее, и если повторять изученный материал через промежутки времени, то он запоминается лучше и быстрее.
При этом Эббингауз считал, что качество повторений и вовлеченность обучаемого важнее частоты повторений.
Методы интервального повторения
Открытия Эббингауза подстегнули новую волну исследований о работе памяти, которые в итоге привели к появлению методов интервального повторения. На практике их начали применять лишь к концу 60-х годов прошлого века. Первопроходцем считается американский лингвист Пол Пимслер.
Как учиться по методу Пимслера
Пимслер исследовал процесс изучения языков в детских, взрослых группах и группах взрослых студентов из разных стран. Результаты исследований вошли в основу его программы, ключевым компонентом которой было интервальное изучение слов.
Программа Пимслера представляла собой 30-минутные ежедневные уроки на CD-дисках. При этом, студент изучал наиболее частотные слова, и они повторялись в материалах курса с определенными интервалами. В 1967 году интервалы были следующие: 5 секунд – 25 секунд – 2 минуты – 10 минут – 1 час – 5 часов – 1 день – 5 дней – 25 дней – 4 месяца – 2 года.
Как работает метод Лейтнера
В 70-х годах вышла книга австрийского журналиста и популяризатора науки Себастьяна Лейтнера “Как научиться учиться”. В ней он описал разработанную им систему обучения с помощью карточек, основанную на интервальном повторении.
Методика запоминания слов по Лейтнеру заключается в их сортировке по нескольким коробкам (колонкам, стопкам) и повторении через определенные промежутки времени.
Например, формируют 3 коробки. В первую кладут карточки с новыми словами и повторяют их каждый день до запоминания, во вторую – слова, которые повторяют каждые три дня, в третью – слова, которые повторяют каждые пять дней. Выучив слова из первой коробки, их перекладывают во вторую и потом в третью.
Если слова из второй или третьей коробки забываются, их перекладывают в первую коробку и учат до полного запоминания. Таким образом, человек повторяет не все слова, а лишь те, что забывает.
Система, позволяющая значительно сократить время подготовки, стала эффективным средством обучения и впоследствии вошла в основу алгоритмов всевозможных приложений для изучения языков.
Флэш-карты и приложения для изучения слов
Одним из первых электронных приложений, построенных на принципе интервального повторения, стала система SuperMemo. Ее в 80-е годы разработал польский ученый Петр Возняк.
Согласно его тестам, разработанная им схема позволяет удерживать 92% информации. Упрощенно версия интервалов повторения информации по Возняку выглядит так: 24 часа – 7 дней – 16 дней – 35 дней.
Приложения для изучения слов облегчили задачу составления материалов для изучения и для студентов, и для преподавателей. В числе популярных – Anki, Mnemosyne, Tinycards, LinguaLeo, Flashcards+ и Quizlet.
С их помощью преподаватели создают коллекции частотных слов для учеников по уровням, тематикам и увлечениям. Опция загрузки слов из документов и Excel таблиц, ускоряет процесс подготовки и экономит время преподавателя.
Однако любой преподаватель знает, что даже эффективное заучивание слов без контекста не поможет ученику заговорить на языке и использовать выученную лексику. Гораздо эффективнее составлять списки слов, которые ученик увидел и услышал в контексте во время занятия или выполнения домашней работы.
Встроенный словарь на онлайн-платформе ProgressMe отлично справляется с этой задачей – и ученик, и преподаватель могут сохранять в него слова, обсуждаемые на уроке, с помощью пары кликов мышки.

Добавить можно как слова из материалов на платформе, так и те, что которые обсуждались дополнительно.
Ученик изучает слова в четырех режимах: “флеш-карточки”, “верно-неверно”, “сопоставление с определением” и “написание по буквам”.
Но в отличие от приложений преподавателю не нужно готовить целый список слов заранее, а студент учит не рандомные слова, а слова, которые он увидел в контексте.
Как часто повторять слова, чтобы их запомнить
По методу Писмслера, нужно повторить слово 11 раз в разработанные им промежутки. Также встречается цифра – 15.
По оценкам экспертов департамента образования США, необходимо 17 повторений. При этом они должны быть не механическими, а в виде разнообразных активностей с использованием аудио и визуальных материалов. Исследователь Роберт Марзано разработал 17 типов активностей, которые преподаватели могут использовать для эффективного повторения слов.
IT-/digital-специалисты — это те, кто несмотря на любой кризис остаются…
Когда слышишь «английский по сериалам», кажется, что это легко и…