«‎Курс приносит тебе деньги, пока ты совмещаешь в себе преподавателя, SMM-щика и продажника»

Время чтения
7 мин.
Рубрика
Автор
Ксения Дудкина
Опубликовано
08 ноября 2022

Даша Боцман — создательница разговорного курса «‎Балабол‎» о практике в Cambridge University, трудностях онлайна, продвижении через блог и создании своего курса. 

Какая бы крутая у тебя ни была теория, тебя все равно обгонит преподаватель с опытом 

Однажды я поехала на повышение квалификации в Cambridge University. Конкретнее – в Хомертон колледж, один из 31 колледжей, чтобы изучать «Креативные классы». Я сама выбрала этот профиль, потому что хотелось больше узнать об игровых методиках и интерактивности. Как учить читать, писать, методы интервального повторения и кривые забывания — всё это университетские знания. А вот как сделать материал интересным и педагогически ценным? Как сделать урок не таким, каким я его помню из школы, когда ты просто подряд делаешь задания из книжки? На эти вопросы мне хотелось найти ответы.

Например, один из способов сделать урок интереснее — это кардинальная смена деятельности. Она помогает выбить ученика из какой-то обыденности и создать ситуацию, которая заставляет его испытать яркую эмоцию. У нас такое было, когда преподаватель проводил пару на лужайке у колледжа — и это совсем другие ощущения.  

Но, когда я вышла на работу, я поняла, что мне хватает знаний университета. Ты можешь отучиться в лучшем вузе, пройти лучшие стажировки, но тебя все равно обгонит любой преподаватель, у которого большой стаж работы.

Да, я узнала кучу подходов, методик и игр благодаря Cambridge University, но ведь это всё может не работать в определенных обстоятельствах. Нужно уметь чувствовать людей, подстраиваться под их запрос, характер и интересы. Нужно уметь не шокировать людей, а заинтересовать их. А это приходит только с практикой. 

Почему онлайн сложнее оффлайна

Я начала преподавать в школе. Она была маленькой — всего один класс. Мне хотелось большего, поэтому через какое-то время мы вместе с коллегой ушли и открыли свою собственную школу. Сделали группы для разных возрастов, добавили больше языков обучения — все было очень здорово. До пандемии, конечно.

В пандемию мы закрылись, потому что не смогли противостоять локдауну. А так легко перейти в онлайн, как сейчас, тогда было невозможно. Многие преподаватели вообще не имели опыта дистанционного преподавания, и мы никак не могли все это организовать технически. К тому же, онлайн преподавать намного тяжелее, чем офлайн. Поэтому я очень сильно выгорела. 

Первый фактор, почему сложнее в онлайне — восприятие. Без разницы, опытный вы преподаватель или новичок, сложный у вас ученик или хороший. В любом случае этот процесс более энергозатратный для обоих. Наш мозг устает, потому что он привык считывать весь язык тела. А тут ему не хватает информации — в лучшем случае мы видим ученика по пояс.

Еще мы на видеозвонках видим самого себя. Когда я сижу офлайн, я же не смотрю на себя в зеркало. А тут ты волей-неволей смотришь и постоянно думаешь, нормально ли выглядишь. Эти факторы просто высушивают мозг, поэтому после 45 минут онлайн-урока мы устаем так же, как и от 1.5 часа в офлайне. 

Второй фактор — все очень сложно организовать технически. Куча ссылок, файлов, документов. Тогда о платформе ProgressMe я не знала, поэтому все эти технические моменты было ужасно сложно организовывать.

Что делать, если не хотите вести блог

У меня уже был блог, когда я работала в школе. Мне нравилось показывать мою жизнь м жизнь нашей школы. Даже наше закрытие я транслировала в социальных сетях. И когда я выгорела от занятий, то полностью ушла в создание курса. Как раз тогда моя коллега подсказала мне платформу ProgressMe, которая идеально подходила под все мои лингвистические цели, в отличие от GetCourse. 

У меня уже была большая аудитория. Так что я не боялась с головой уйти в курс — знала, что люди его ждут. Девять месяцев (символично) я вынашивала его с носителями языка, коллегами и друзьями из других стран. Хотелось сделать его полностью авторским, без повторений и копирования чужого материала. Все взлеты, падения и всю подготовку я показывала своей аудитории. 

Преподавателям нужно показывать себя. И для этого не обязательно каждый день выходить в сторис и вести блог. Сделайте хотя бы 2-3 видео с примерами того, как вы преподаете и что вы вообще за человек. Вот представьте, что ученик ищет себе репетитора. Он видит ваше портфолио как на Профи.ру: где вы отучились, ваш опыт и ценник. А как он узнает, что вы за человек, как вы общаетесь и преподаете? Нужно как-то транслировать свою экспертность, чтобы иметь постоянный спрос и ставить высокий ценник. 

О создании курса, рекламе и команде

В начале всю подготовку курса я взяла на себя, что очень сложно. Делала его и думала, что он никому даже нужен не будет. А втюхивать я не умела. Я вела блог от души, а не для прогрева. Но когда объявила о готовности курса, то моя аудитория быстро на это среагировала. Тем более цена была маленькая, так как курс мне нужно было ещё проверить. 

На самом деле, самое простое — это продать в начале, «‎снять сливки‎». К тебе приходит супер-лояльная аудитория, которая этого ждала. А вот потом, когда ты курс начинаешь улучшать, переделывать, повышать цену — тогда начинается настоящая работа. 

Курс приносит тебе деньги, пока ты можешь совмещать в себе преподавателя, SMM-менеджера, продажника и т.д. Мало написать его и думать, что он тебя прокормит. Потому что помимо курса есть стадия набора людей. Нужно каждый раз с новым потоком транслировать ценность продукта. 

Все просто: если ты не будешь говорить о своем курсе, то о нём никто не узнает. 

После первого потока ко мне присоединилась моя одногруппница и подруга, с которой мы работали над совершенствованием курса. Другая подруга помогала с конструированием курса не с точки зрения методики, а с точки зрения продаж. Каждому блоку в курсе я должна была дать задачу. Называть их так, чтобы человек понимал, какую пользу он ему принесет. Не просто «‎выучите 50 красочных выражений‎», а «‎научитесь говорить на темы…‎». 

Курсу уже больше года, а работаем мы над ним до сих пор только вдвоем с подругой. Я сама снимаю и монтирую, потому что мне важно сохранить мой стиль и мое видение. 

Если вы делегируете какие-то задачи, то вы должны все равно работать с человеком голова к голове и прописывать четкие ТЗ, чтобы сохранить единую идею.

Конечно, ты выгораешь, когда каждый раз рассказываешь примерно одно и то же и пытаешься продать курс людям. Поэтому важно двигаться дальше. Через год после «‎Балабола‎» я сделала 4-х недельный марафон по культовым идиомам «‎МнеМоника ТебеМоника». Не переставайте креативить и делать новое, иначе выгорания не избежать. 

Советы для тех, кто хочет создать курс

1. Все первопроходцы в онлайне уже прошли. Изучайте онлайн-продукты других людей, потому что на их опыте проще построить свое. Не скопировать, а посмотреть, как делают другие, и сделать что-то совершенно новое. 

2. Ваши 100 подписчиков — это уже аудитория, которую можно изучить. Проведите у них опрос, чтобы определить боли аудитории или какие пробелы вы можете закрыть. Используйте все ваши ресурсы, даже если они кажутся вам незначительными. 

3. Главное — начать. Когда вы посмотрели других, сформировали свое видение, попробуйте прописать целевую аудиторию, каким целям отвечает курс, что человек получит на выходе. А ещё — набросать первый урок. Это легко сделать на платформе ProgressMe, нужно лишь пройти регистрацию.

поделиться статьей
Читайте ещё

Рассказываем о том, почему учителя отказываются от учеников. Когда только…

Сооснователь школы английского языка English To Go Дмитрий Камиль рассказывает…

Говорим о классической методике преподавания английского – PPP. Разбираем алгоритм,…

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.