мужчины в ссоре

“Не сошлись характерами” и еще 7 причин для отказа от учеников. Случаи из практики

Время чтения
7 мин.
Автор
Вика Шумакова
Опубликовано
19 июня 2023

Рассказываем о том, почему учителя отказываются от учеников.

Когда только начинаешь преподавать, берешь всех подряд, потому что нужны опыт и деньги. И тут, как повезет. Но со временем появляется возможность выбирать и отказываться от проблемных учеников. 

Типичные ситуации, почему учителя отказываются от учеников

Вот с чем преподаватели сталкиваются чаще всего: 

1. “Не сошлись характерами”

Психологическая совместимость – один из ключевых компонентов продуктивных уроков, особенно если ученику материал дается нелегко. 

Если студент вас раздражает или вы чувствуете, что раздражаете его, стоит задуматься об отказе. 

2. Ученик часто пропускает занятия

Когда прогуливают взрослые, чаще всего, это говорит о том, что изучение языка не является приоритетом или у них не развит навык самоорганизации. 

Дети нередко саботируют уроки, потому что  “знание языков” – мечта родителей, а не их.

3. Завышенные ожидания учеников или родителей

Нередко родители ожидают, что репетитор будет контролировать ребенка “от и до”,  за неделю повысит успеваемость в школе и решит его психологические проблемы. 

Иногда такие требования проявляются уже в процессе обучения.  Имеет смысл поговорить с родителями и честно признать, что у вас нет никаких “волшебных” способностей. Если взаимопонимания найти не удается, отказ напрашивается сам собой. 

У взрослых учеников установка “английский за 3 месяца” вызвана неверной оценкой своего уровня или навязана рекламными уловками. Стоит объяснить, что “это так не работает”. Если после беседы мнение не меняется, вряд ли стоит вкладываться в такого студента.

4. Ученик ничего не делает

Если говорить о том, почему учителя отказываются от учеников, одной из причиной является безделие учеников. Вы прилагаете максимум усилий, чтобы побудить студента делать домашнюю работу, но он постоянно ленится и придумывает отговорки. При этом то и дело спрашивает, почему нет прогресса. 

Старший методист ProgressMe Анастасия Лагуткина не раз отказывалась от таких учеников: 

Мы спланировали работу для достижения цели ученика. Я всегда составляю программу курса, он регулярно не делал задания. И при этом на уроке возникали вопросы, что какой-то из аспектов в языке все же требует больше внимания. Обычно это как раз то, что нужно отрабатывать еще и дома. 

дама лежит

Я прямо объяснила причины отказа. Было легко, так как я веду таблицу выполнения домашних заданий. Негативной реакции не было. Наоборот, прояснили, что английский не был уж таким приоритетом.

Анастасия советует попрощаться такими учениками и прямо проговорить, как вы приняли это решение.

Скорее всего, им тоже станет легче от того, что вы сказали все то, в чем они боялись себе признаться.

5. «Мне по-другому объясняли». Ученик постоянно критикует стиль преподавателя

Одно дело, когда студент высказывает пожелания к структуре урока, подбору материалов, и совершенно другое, когда он постоянно ставит слова учителя под сомнения и указывает, что и когда ему делать. 

Если осадить ученика не получается, то смысла продолжать работать в такой токсичной атмосфере, просто нет. Лучше потратить это время на поиск более адекватных студентов. 

6. “А че так дорого”. Ученик считает, что переплачивает

По мнению преподавателя Ирины Кузнецовой,  как правило, люди, озвучивающие эту фразу в разговоре, в дальнейшем причиняют массу других неудобств. Например, не предупреждают об отмене занятия заблаговременно, а после каникул или отпуска пропадают, объясняет она в статье о студентах, которых стоит избегать. По словам Кузнецовой, “отказники” выявляются еще на стадии переговоров.

С ней согласна преподаватель английского, основатель онлайн-школы Engsider Елизавета Пачина:

Я набираю учеников только по собеседованию, поэтому еще на входе отсеиваются «не мои люди».

7.  Ученик хочет уроки “без домашки и тетрадок”

Если человек с порога заявляет, что не готов прилагать усилия и работать самостоятельно вне занятий, результатов не будет, а в их отсутствии, скорее всего, обвинят преподавателя. 

8. Учитель перегружен работой  

Набрали уроков больше, чем можете осилить, не учли время на подготовку или возникли непредвиденные обстоятельства? Не стоит тянуть всех студентов ценой собственного здоровья. Разумнее снизить нагрузку и решить неотложные дела, а потом погрузиться в работу со свежими силами.

Преподаватель английского, продюсер Академии ProgressMe Динара Касимова оказывалась в такой ситуации.

Не было сил на конкретного ученика – уроки забирают много сил, сложный запрос, сложный характер, неудачное время. Бывает, не хватает сил на подготовку – нестандартный запрос, по материалам платформы не пойдешь, а создавать самой это минимум 40 минут до урока, а то и больше.

по словам Динары, в таких случаях она обычно говорит, что у нее “нет времени/сил” и дает контакты других преподавателей. 

Как грамотно отказаться от учеников

Если по каким-то причинам вам некомфортно работать с учеником, лучше отказаться и не мучить себя и его. Знаю, звучит просто, но на деле сообщить такую новость сложно.

признается Анастасия Лагуткина

С ней согласны многие преподаватели, которые делятся историями и советами на многочисленных форумах.  

Универсальной формулировки не существует, но есть принципы, которые помогут сберечь нервы и время:  

1. Попытайтесь разрешить проблему до отказа 

Перед тем, как отказываться, попробуйте поговорить с учеником/родителями, предложить другое время, другой формат, помощь в работе над домашним заданием т.д., в зависимости от причины. 

Даже если эти меры не помогут, ваше сообщение об отказе от занятий, не будет неожиданным, а закономерным следствием неудачных попыток наладить диалог.

Если вопрос в поведении или невыполнении д/з, то прежде чем отказаться, я постоянно сообщаю об этом родителям ребенка, пишу мессенджерах. И когда моему терпению приходит конец, для родителей это не как снег на голову.

поделилась в форуме одна из преподавателей.

2. Будьте честны 

Я решительно против всех и всяческих уловок. … Это, поверьте, ранит людей больше, чем обычный отказ.

выразила суть этого принципа  участница одного из преподавательских форумов. 

Большинство людей чуют ложь за версту, так что лучше, сказать все как есть. Если преподаватель объяснит, почему их сотрудничество с учеником не принесет результата, это сэкономит время и ресурсы обеих сторон. 

Вам не обязательно оправдываться, достаточно сказать, что у вас изменилась нагрузка и вы пересмотрели приоритеты, либо прямо объяснить, что не совпадаете по вашим взглядам на учебный процесс. Обычно я всегда предлагаю варианты, к кому перейти, чтобы у студента была возможность продолжать занятия.

Анастасия Лагуткина

3. Подготовьтесь к разговору

Для начала объясните причины отказа себе, а затем напишите их и проговорите вслух. Так во время разговора вы не растеряетесь и донесете свою мысль наилучшим образом.

Что такое обратная связь и как ее брать

4. Не “пропадайте” без объяснений

Во-первых, это выглядит непрофессионально и ничем не отличается от поведения учеников, “исчезающих” за 10 минут до урока. 

Во-вторых, это чревато плохими отзывами на платформах или на ваших страничках в соцсетях. 

Гораздо проще объяснить одному ученику или родителю, почему вы прекращаете работу, чем потом оправдываться перед всеми подписчиками. 

5. Разработайте для себя стандарт взаимодействия с учениками

Пропишите в нем границы дозволенного: с чем вы готовы смириться, а что переходит черту. В случае проблем со студентами эта памятка поможет принять взвешенное решение.

Неважно по какой причине вы отказываетесь от ученика, у вас есть право выбирать студентов и график работы. Не нужно стыдиться или чувствовать вину, за то, что вы не можете/не хотите кому-то помочь. Главное, тактично об этом сказать, чтобы человек остался вам благодарен. 

Динара Касимова, преподаватель и продюсер Академии ProgressMe.

Еще больше практических советов, идей и живого общения с коллегами в нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!


поделиться статьей
Читайте ещё

Делимся подборкой бесплатных готовых уроков к 8 марта, которые вы…

Основательнице университета EngFord Алисе Храмченковой всего 23. Но у нее…

Онлайн-школа DiveLang начиналась как офлайн-бизнес. О переходе в онлайн, спросе…

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.